Дата публикации: 08.05.2024

Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен

Аннотация

Значительные изменения в налоговом регулировании трансфертного ценообразования произошли с начала 2024 г., среди них внедрение медианного значения рыночного интервала цен (финансовых показателей). Это новый инструмент в регулировании трансфертного ценообразования, внедрение которого не было обосновано в период обсуждения законопроекта, но эффект которого значителен для налоговых обязательств российских организаций. Новый инструмент в системе трансфертного ценообразования создает дополнительные риски как для налогоплательщиков, так и для государства в экономических отношения по поводу своевременного и полного исчисления и уплаты налогов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для внутренних отношений. Это предопределяет предмет исследования — условия и порядок применения медианного значения в целях налогового контроля цен по внутрифирменным операциям. Методология исследования основана на анализе рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию в части применения статистических инструментов для определения цены анализируемой сделки, положений зарубежных нормативных правовых актов, определяющих порядок ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами. Отдельное внимание уделено анализу зарубежных судебных решений по определению рыночной цены по внутрифирменным операциям. Анализ положений рекомендаций ОЭСР позволил выделить обязательные условия для применения медианного значения. Выявлены тенденция гармонизации подходов к использованию медианного значения в зарубежных странах и общий тренд на уточнение нормативных правовых актов в 2022–2024 гг. Судебная практика показывает, что независимо от вида деятельности, типа операций, совершаемых подразделениями группы, суды принимают единообразные решения в части применения медианного значения и учитывают положения рекомендаций ОЭСР при вынесении решения. Сделан вывод о дополнительном налоговом риске для российских налогоплательщиков, источником которого определены различия в подходе к применению медианы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций, используемом для регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике. Научная новизна исследования состоит в определении тенденций применения медианного значения в целях трансфертного ценообразования, оценке налоговых последствий нововведения для российских налогоплательщиков.




Введение

Зарубежный опыт показывает, что настройка системы налогового регулирования трансфертного ценообразования занимает до пяти лет. Для российской налоговой системы этот срок следует отсчитывать с 1 января 2012 г. Фактически нормы налогового законодательства построены с учетом этого переходного периода, окончание которого совпадает с началом применения штрафных санкций по трансферному ценообразованию (ТЦО) в полном объеме, а также с полноценным внедрением в 2017 г. Международной многосторонней конвенции по взаимодействию по налоговым вопросам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD. (2014), Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. OECD (2015)) и международного стандарта обмена информацией по вопросам трансфертного ценообразования (County-by-Country report, Annex III to Chapter V ‘Transfer pricing documentation — Country-by-Country Report’, Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. OECD (2015)). Анализ решений российских судов показывает, что они не отражают все показатели, формирующие интервал рыночных цен или рентабельности, указывая в некоторых случаях только на минимальные и максимальные значения интерквартиля, либо ограничиваются указанием на несоответствие цены сделки рыночному интервалу. Эти исходные данные затрудняют оценку последствий введения с 2024 г. медианного значения интервала в целях определения цены сделки между взаимозависимыми лицами. Кроме того, невозможно изучить причины, обоснование этого нововведения и ожидаемый экономический эффект от нововведения, которые не раскрыты в сопроводительных документах к соответствующему Законопроекту от 29 сентября 2023 г. № 448566-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». «Мотивирование налогоплательщиков к самостоятельной корректировке цены в сделках» через инструмент медианного значения сомнительно, поскольку является односторонним и применяется исключительно в интересах бюджета и не может быть использовано, если корректировка приведет к уменьшению налога к уплате или увеличению убытка; скорее новый инструмент позволяет резко сократить для налоговых органов бремя доказывания и облегчить доначисления в отсутствие инструментов защиты налогоплательщика.

Налоговый контроль цен по операциям между взаимозависимыми лицами в России

В период с 2018 по 1 октября 2023 г. количество проверок по трансфертному ценообразованию выросло более чем в 2 раза с доначислением налога на прибыль возросшим в 2,8 раза, доначисления выросли с 0,12 млрд руб. до 0,15 млрд руб. (0,16 млрд руб. за 10 месяцев 2023 г.) на одну проверку (табл. 1).

Список литературы

1. Березина А.Д. Анализ налоговых рисков при формировании налоговой стратегии организации / А.Д. Березина, Л.П. Грундел // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 3. С. 200–203. EDN: IBGQUG.
2. Кизимов А.С. Контроль за трансфертным ценообразованием — фактор конкурентоспособности налоговой системы государства / Кизимов А.С., Голишевский В.И., Хорохорин М.С. // Финансы и кредит. 2011. № 38 (470). С. 46–53.
3. Мамиконян Н.В. Совершенствование налогового регулирования трансфертного ценообразования в России : диссертация кандидата экономических наук / Н.В. Мамиконян. Москва, 2019. 166 с. EDN: SVURNB.
4. Сердюкова Н.В. Судебное урегулирование вопросов трансфертного ценообразования при осуществлении контроля за деятельностью холдинговых компаний / Н.В. Сердюкова // Налоговая политика и практика. 2021. № 4 (220). С. 78–80. EDN: JFPWMW.
5. Токарева К.К. Документы Организации экономического сотрудничества и развития в системе источников налогового права Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / К.К. Токарева. Москва, 2018. 241 с.
6. Трансграничные операции: развитие инструментов налогового администрирования : монография / А.С. Адвокатова О.И. Борисов, Л.И. Гончаренко [и др.] ; под редакцией Л.В. Полежаровой, А.В. Тихоновой. Москва : ИНФРА-М, 2023. 261 с. EDN: VEOUNP.
7. Exel E. van. Transfer Pricing in Brazil: Practical Aspects in the Adaptation of the Arm’s Length Standard / E. van Exel, F. Lisboa Moreira, T.A. Wiertsema // International Transfer Pricing Journal. 2023. Vol. 30. Iss. 5. P. 268–274. URL: <a href="https://doi.org/1" target="_blank">https://doi.org/1</a>
8. Heidecke B. New Circular on the Application of the Arm’s Length Principle Issued by the Federal Ministry of Finance — Commitment to OECD Guidelines / B. Heidecke // International Transfer Pricing Journal. 2021. Vol. 28. Iss. 6. P. 375–380. URL: <a href="https://do" target="_blank">https://do</a>
9. Song S. Decoding Malaysia’s Latest Transfer Pricing rules in 2023 / S. Song, N.D. Kishenjeet // Crowe Malaysia PLT. 2023. 11 p.

Остальные статьи