Трансформация налоговой системы России на современном этапе
Аннотация
Статья посвящена изучению процесса трансформации налоговой системы России на современном этапе. Автор анализирует происходящие в последние годы изменения порядка установления налогов и сборов. В рамках исследования автор приходит к выводу о негативном характере таких изменений, опосредующих передачу полномочий по установлению налогов и сборов на подзаконный уровень. Автором проанализирован порядок взимания взноса с иностранных инвесторов при выходе из российских активов и сделан вывод о налоговом характере данного платежа. Также проанализированы последствия введения налогов разового характер, приводящие к искажению юридической конструкции налога. В связи с полученными выводами, в статье сформулированы выводы о необходимости трансформации принципов налогового права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 02/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-2-2-5 |
В теории налогового права давно сформулированы и никем не оспариваются ряд основополагающих идей, на которых строится установление и введение налогов в России. Среди таких положений, сформулированных еще Конституционным Судом РФ (КС РФ), можно отметить правило об установлении налога только в форме закона. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, федеральные налоги и сборы следует считать «законно установленными», если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке, и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
Однако в связи с возникновением в последние годы масштабных обстоятельств чрезвычайного характера (пандемия, специальная военная операция) в налоговое законодательство России внесены значительные изменения, которые свидетельствуют о постепенном преодолении сформулированных Конституционным Судом РФ и законодательно закрепленных подходов к установлению и введению налогов.
Исходной точкой такого преодоления является внесение в 2020 г. в ст. 4 НК РФ дополнений, предоставляющих Правительству РФ и исполнительным органам субъектов РФ временные полномочия по продлению установленных сроков уплаты налогов. Данные полномочия Правительство РФ неоднократно использовало, продлевая сроки уплаты налогов и страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так как срок уплаты налога традиционно относится к числу элементов налогообложения, через установление которых в законе происходит установление самого налога, напрашивается вывод о том, что исполнительные органы получили полномочия участвовать в процессе установления налогов посредством издания подзаконных актов.
Исходя из сложившейся правовой позиции Конституционного Суда РФ, Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят характер налога и полномочия по установлению отдельных элементов делегированы федеральным законом. Иными словами, Правительство РФ имело возможность участвовать в установлении только сборов (но не налогов) при условии, что плательщики сборов, объект обложения установлены федеральным законом, а полномочия по установлению отдельных элементов сбора делегированы данным законом Правительству РФ.