Основные причины споров по проектам ГЧП на примере КНР
Аннотация
Предметом настоящей статьи является рассмотрение модели государственно-частного партнерства (ГЧП) в материковом Китае, анализ природы соглашения о ГЧП и возникающих в связи с ним споров. Исследование основано на изучении китайской судебной и арбитражной практики по вопросам ГЧП.
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2024 |
Страницы | 37-42 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-2-37-42 |
Государственно-частные партнерства — это используемый во всем мире вид финансирования, который приносит многочисленные выгоды как государству, так и обществу. Участие частного оператора облегчает бюджетную нагрузку государства и повышает качество государственных услуг благодаря внедрению передовых технологий и управленческому опыту частных лиц.
После мирового финансового кризиса 2008 г. многие государства сделали ставку на развитие ГЧП. Например, ГЧП или частные финансовые инициативы (ЧФИ) в настоящее время рассматриваются как новая форма распределения рисков в проектах государственной инфраструктуры в Великобритании и Австралии.
Китай обладает уникальными политическими, экономическими, культурными и правовыми характеристиками. До 1980-х годов в Китае была принята высокоцентрализованная социалистическая экономическая система. Инфраструктурные инвестиции и строительство были исключительной обязанностью государства. С момента проведения политики реформ и открытости в Китае после 1980-х годов возник большой спрос на капитал для развития китайской инфраструктуры, поскольку одни только государственные средства не могли удовлетворить большие инвестиционные потребности в строительстве. Таким образом, ГЧП было введено в Китае, чтобы восполнить дефицит финансирования. В отличие от западных стран, Китай более консервативен. Из-за отсутствия передовых технологий и управления в китайской строительной отрасли, а также отсутствия зрелой системы управления проектами ГЧП, о чем свидетельствует отсутствие национального закона о ГЧП, развитие данной области в Китае получило большое внимание со стороны практиков и ученых разных стран.
В материковом Китае ГЧП определяется как партнерство между правительством и частным капиталом.
Правительство округа или вышестоящего уровня отвечает за реализацию проектов ГЧП на своей территории. Частный капитал — это капитал отечественных и иностранных юридических лиц, которые могут быть государственными предприятиями, частными предприятиями, предприятиями смешанной формы собственности и другими типами предприятий.