Дата публикации: 08.05.2024

О порядках создания международной компании (законодательные новеллы)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы создания международных компаний по российскому законодательству с учетом законодательных новелл. Автор приходит к выводу, что сегодня международная компания образуется двумя способами: путем редомициляции (с сохранением правосубъектности) и путем инкорпорации (без сохранения правосубъектности), в последнем случае с помощью фикции на уровне Президента Российской Федерации, что в итоге предполагает обновление догматических способов образования юридических лиц.




3 января 2024 г. Президент Российской Федерации в Указе № 1 воспользовался своим новым полномочием и признал выход трех международных компаний из иностранных реестров юридических лиц. Речь идет о МКАО «Вандл Холдингс Лимитед» (Wandle Holdings Limited) с первоначальной регистрацией на Кипре, МКООО «Адорабелла» (Adorabella AG) и МКООО «Хлодвиг» (Chlodwig Enterprises AG) с первоначальной регистрацией в Швейцарии. Как следует из Указа Президента Российской Федерации № 1, глава государства применяет фикцию исключения юридических лиц из иностранного реестра «при необоснованном или не зависящем от юридических лиц отказе исключения из иностранного реестра».

Выход юридических лиц из иностранной юрисдикции стал возможен благодаря обширной подготовительной законотворческой работе. Под занавес 2023 г. в Российской Федерации появились два новых нормативных правовых акта, имеющих далеко идущие последствия, — необходимо назвать Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 600) и Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 636-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 636).

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 600 в ст. 4.2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее — Федеральный закон № 127), с 19 декабря 2023 г. у Президента Российской Федерации появились дополнительные полномочия. С этой даты глава государства вправе в качестве мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, в частности, устанавливать особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения российских юридических лиц. Следует заметить: в 2018 г., на момент принятия Федерального закона № 127, у Президента Российской Федерации таких полномочий не было.

Как известно, в классическом гражданском праве современного периода выделяют два способа (порядка) создания юридических лиц: заявительный (явочно-нормативный) и разрешительный (концессионный). В то же время дореволюционная доктрина возникновение юридического лица ставила в зависимость «от наличия субстрата (группа лиц или имущество) и соответствия законным условиям. Закон может наперед, заблаговременно указывать условия возникновения юридического лица (аналог явочно-нормативного способа; здесь и далее в цитате в скобках. — прим. автора); требовать в каждом отдельном случае разрешения верховной власти (аналог разрешительного способа); требовать разрешения органов подчиненного управления (аналог лицензирования)».

С учетом же рассматриваемых изменений отечественного законодательства достаточно устойчивые аналогии обнаруживаются с английским правом, где доктрина выделяет четыре способа образования юридических лиц в Англии: а) в силу незапамятной давности (в отношении религиозных организаций); б) на основании королевской хартии (в отношении юридических лиц, имеющих большое значение для государства, например Кембриджский (1231) и Оксфордский (1248) университеты, Банк Англии (1694), Компания по разработке шахт и пр. в Шотландии (1729), Общество лицензированных рестораторов (1836), Спортивный совет Уэльса (1971), Институт поверенных по товарным знакам (2016) и др.); в) на основании специального акта парламента (Национальный угольный совет (Coal Industry Nationalization Act 1946), Корпорация железа и стали (Iron and Steel Act 1949) и пр.); г) на основании общего акта парламента (сегодня — The Companies Act 2006 / Закон о компаниях 2006 г.).

Список литературы

1. Акужинов А. Комментарий к закону, устанавливающему исключительную компетенцию российских судов по санкционным спорам, а также возможность применения antisuit injunction / А. Акужинов, С. Коновалов. Saveliev, Batanov & Partners, 2020. 6 с.
2. Блинова Ю.В. Правовой статус международной компании по российскому законодательству / Ю.В. Блинова, Л.И. Ворокосова, А.С. Чигарова, И.А. Зобина // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 3. С. 125–134.
3. Гражданское и торговое право зарубежных государств : учебник. В 2 томах. Т. 1 / ответственные редакторы: Е.А. Васильев, А.С. Комаров. Москва : Международные отношения, 2008. 579 с.
4. Гражданское право : учебник. В 4 томах. Т. I. Общая часть / ответственный редактор Е.А. Суханов. Москва : Статут, 2019. 576 с.
5. Касаткина А.С. Правовое регулирование правосубъектности компаний в Европейском союзе / А.С. Касаткина, И.Ф. Рудерман // Образование и право. 2017. № 8. С. 132–146.
6. Международное частное право : сборник национальных кодификаций / составитель и редактор В. Плеханов. Москва, 2021. 1112 с.
7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г.Ф. Шершеневич ; вступительная статья Е.А. Суханова. Москва : Спарк, 1995. 556 с.
8. Wymeersch E. The Transfer of the Companyʼs Seat in European Company Law / E. Wymeersch // ECGI — Law Working Paper No. 08/2003. URL: <a href="http://ssrn.com/abstract=384802." target="_blank">http://ssrn.com/abstract=384802.</a>

Остальные статьи