Дата публикации: 08.05.2024

Подотчетность правительства парламенту в Великобритании

Аннотация

В статье проводится анализ особенностей подотчетности правительства парламенту в Великобритании. Отмечается признание конституционными соглашениями индивидуальных и коллективных форм подотчетности правительства парламенту. Более детально рассматриваются такие формы парламентского контроля, как вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы и дебаты, деятельность специальных комитетов и уполномоченных. Отмечается, что правовое регулирование этих форм контроля зачастую не отличается детальностью и императивностью, а партийная солидарность в Палате общин может минимизировать их эффект. Однако в целом роль парламентской ответственности правительства в Великобритании имеет весомое значение по причине использования рычагов принципа разделения властей и особенностей политической культуры этой страны.




Институт подотчетности правительства парламенту развивался в Великобритании как важный компонент конституционного соглашения и известен как «цепь подотчетности», согласно которой должностные лица несут ответственность перед министрами, которые, в свою очередь, отвечают перед парламентом, ответственным перед народом. Британская конституционная практика признает индивидуальные и коллективные формы отчетности правительства, а также отличается использованием широкого спектра омбудсменов.

Индивидуальная министерская ответственность носит политический характер и, в свою очередь, имеет две формы: 1) ответственность перед парламентом; 2) ответственность формально перед короной, а реально перед премьером. При этом предполагается, что министр должен нести ответственность как за личные ошибки, просчеты, некомпетентность, так и за действия подчиненных. По признанию многих исследователей, ответственность министра перед главой правительства более реальна, чем перед парламентом, поскольку некомпетентность министра можно долго скрывать, ее невыгодно демонстрировать правящей партии из-за стремления сохранить поддержку избирателей. Поэтому по замечанию П. Лейланда, «отставки и увольнения по причине некомпетентности стали редким явлением». В то же время индивидуальная ответственность министра может в некотором смысле заменить ответственность правительства в целом, когда вина официально признается именно за конкретным лицом, а не всем кабинетом министров, что позволит сохранить правительство от роспуска. Вместе с тем британские конституционалисты отмечают, что, когда министр теряет доверие палаты общин, он становится бременем для правительства.

 Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом с применением следующих форм контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы и дебаты (обсуждения по инициативе оппозиции), деятельность специальных комитетов и уполномоченных.

Выражение правительству вотума недоверия — крайнее средство контроля и выносится в результате постановки правительством вопроса о доверии к нему со стороны парламента. Подобный шаг является традиционной реакцией правительства на отклонение палатой общин законопроекта или иного решения, которые имеют большое значение для проведения в жизнь политической линии правительства. В английской политической практике вотум недоверия — явление чрезвычайно редкое. В XX в. имелось всего два таких случая, и оба они произошли при необычайной ситуации, когда правительство не имело поддержки большинства в Палате общин (1924, 1979). В XXI в. голосования за вотум недоверия не произошло даже в условиях работы слабого правительства меньшинства Т. Мэй, потерпевшего неудачу в своей центральной политике, включая вопрос по Brexit. Это объясняется некоторой традиционной осмотрительностью и осторожностью депутатов, которые не стремятся прибегать к вотуму недоверия, если сомневаются в возможности сформировать стабильное альтернативное большинство.

При этом следует подчеркнуть, что с точки зрения британской правовой доктрины поражение отдельного законопроекта автоматически не ведет к вотуму недоверия. Парламент может поддерживать правительство, но вместе с тем отклонять определенные билли, реализуя свою главную функцию — законодательную. К примеру, в 1976 г. парламент отклонил законопроект правительства о сокращении общественных расходов, но предоставил поддержку правительству Г. Вильсона.

Список литературы

1. Перегудов С. Разделение властей по-британски / С. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. С. 101–109.
2. White, S.G. The Referendum in the UK’s Constitution: From Parliamentary to Popular Sovereignty? / S.G. White // Parliamentary Affairs. 2022. Vol. 75. Iss. 2. P. 263–280. <a href="https://doi.org/10.1093/pa/gsaa062." target="_blank">https://doi.org/10.1093/pa/gsaa062.</a>
3. Russell, M. Brexit and Parliament: The Anatomy of a Perfect Storm / M. Russell // Parliamentary Affairs. 2021. Vol. 74. Iss. 2. P. 443–463. doi.org/10.1093/pa/gsaa011.
4. Lord Hailsham. The Dilemma of Democracy / Hailsham Lord. London : Collins, 1978. Р. 45.
5. Lynch, P. Select Committees and Brexit: Parliamentary Influence in a Divisive Policy Area / P. Lynch, R. Whitaker // Parliamentary Affairs. 2019. Vol. 72. Iss. 4. P. 923–944. <a href="https://doi.org/10.1093/pa/gsz028." target="_blank">https://doi.org/10.1093/pa/gsz028.</a>
6. Hogg, Q. Baron Hailsham. The Dilemma of Democracy: Diagnosis and Prescription / Q. Hogg Baron Hailsham. London : Collins, 1978. 238 p.
7. Crewe, E. Chairing UK Select Committees: Walking Between Friends and Foes / E. Crewe, N. Sarra // Parliamentary Affairs. 2019. Vol. 72. Iss. 4. P. 841–859. <a href="https://doi.org/10.1093/pa/gsz036" target="_blank">https://doi.org/10.1093/pa/gsz036</a>
8. Barberis, P. The New Public Management and a New Accountability / P. Barberis // Public Administration. 1998. Vol. 76. Iss. 3. P. 451–470.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В.Е. Чиркин. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрист, 2001. 622 с.
10. Алебастрова И.А. Принцип социальной солидарности в конституционном праве : диссертация доктора юридических наук / И.А. Алебастрова. Москва : Высшая школа экономики, 2016. 555 с.
11. Паречина С.Г. Реализация принципа разделения властей в Великобритании // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки : сборник научных статей. Вып. 10. Минск : Республиканский институт высшей школы, 2014. С. 105–11
12. Медушевский А. Конституционные преобразования в Великобритании и России: сравнительные параллели / А. Медушевский // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 2 (51). С. 20–24.
13. Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей (на примере Великобритании) / В.В. Лузин // Право и политика. 2000. № 6. С. 27–37.
14. Лейланд П. Великобритания: подотчетность исполнительной власти в условиях многослойной конституции / П. Лейланд // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 4 (53). С. 22–38.
15. Крылова И.С. Парламент Великобритании / И.С. Крылова // Парламенты мира : сборник. Москва : Интерпракс, 1991. С. 63–122.
16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 томах. Т. 3. Особенная часть. Страны Европы / ответственный редактор Б.А. Страшун. Москва : Бек, 1997. 744 с.
17. Бруслик А. Парламент Великобритании и его взаимосвязь с исполнительной властью / А. Бруслик // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1 (110). С. 24–38.

Остальные статьи