Суверенитет — основа конституционного строя Кыргызской Республики
Аннотация
Статья посвящена освещению вопросов суверенитета в конституционно-правовом аспекте. В работе проведен исторический экскурс суверенизации Кыргызской Республики (КР) с акцентированием внимания на отражении в конституционной материи правовой категории «суверенитет». Рассматривая суверенитет государства в качестве основы конституционного строя, автор исследовал закрепление в Основном Законе КР механизма государственного суверенитета, который развивает народный суверенитет. В работе подчеркнута важность правильного закрепления международного сегмента в Основном Законе для предупреждения внешнего вмешательства во внутренние дела государства. В то же время высказывается идея о необходимости кооперации государств для обеспечения устойчивого развития и роста социально-экономической динамики государства и его обороноспособности, и в данном аспекте поддерживается идея о целесообразности развития евразийского конституционализма.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2024 |
Страницы | 51-55 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-4-51-55 |
Суверенитет государства является основой конституционного строя, так как именно он предполагает создание основ защиты государства от внешних и внутренних угроз.
Принятие Кыргызстаном Декларации о суверенитете 15 декабря 1990 г. ознаменовало намерение Кыргызстана развиваться самостоятельно в качестве суверенного государства. Декларация закрепила государственный суверенитет как «верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях», что в принципе соответствует традиционной в юридической науке трактовке понятия «суверенитет».
Принятие Декларации о независимости 31 августа 1991 г. окончательно поставило точку в процессе учреждения нового суверенного государства, отпочковавшегося от просуществовавшего 69 лет Союзного государства. Стоит отметить, что вплоть до принятия первой Конституции КР 5 мая 1993 г. правовой основой функционирования государства служили Конституция Киргизской ССР от 1978 г. (с изменениями и дополнениями), принятая на основе Конституции СССР 1977 г., и вышеуказанные декларации.
Для полноценного функционирования государства важно признание суверенитета мировым сообществом. КР в настоящее время является полноправным субъектом международного права, суверенитет которого признали около 200 государств, со 100 государствами установлены дипломатические отношения, в более 60 международных организациях является полноправным членом.
Указанные две декларации стали основой принятия первой Конституции КР, в которой эксплицитно был провозглашен суверенитет государства, а носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен народ. Эти положения неизменно находили отражение во всех последующих редакциях Основного Закона КР, имеют место также в действующей Конституции КР. Надо отметить, что в конституциях других государств — членов СНГ также зафиксировано положение о народе как источнике власти. Однако лишь в конституциях России, Беларуси, Таджикистана, Украины, как и в Конституции Кыргызстана, народ также указан в качестве носителя суверенитета. В Конституции Азербайджана закреплено суверенное право народа свободно и независимо решать свою судьбу и выбирать форму правления.