Оказание квалифицированной юридической помощи юридическим лицам: обоснование и проблемы практической реализации
Аннотация
Связанность права традицией выступает маркером его стабильности и в то же время способствует ригидности правотворческой и правоприменительной деятельности. Вызовы XXI в. актуализируют законодательные новации, которые зачастую выходят за рамки сложившегося правопонимания. Выявить данные новации, определить перспективные пути модернизации законодательства — важная задача исследователей. Одной из таких перспективных новелл являются конституционные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи юридическим лицам наряду с физическими лицами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2024 |
Страницы | 38-40 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-4-38-40 |
Оказание квалифицированной юридической помощи юридическим лицам — относительно новая проблема для российской правовой науки. Классическая правозащитная формула связывает оказание квалифицированной юридической помощи только с физическими лицами, и это находит отражение как в законодательстве, так и в правовой доктрине. Конституционная гарантия квалифицированной юридической помощи юридическим лицам — это в настоящее время серьезная лакуна российского законодательства. Между тем развитие экономических отношений является важным импульсом расширения механизмов правовой защиты всех без исключения субъектов права.
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) дает расширительное толкование только в отношении прав, свобод и законных интересов физических лиц. Мы считаем данное положение недостатком Конституции РФ. При этом, согласно ст. 19, все субъекты права равны в области реализации прав, свобод и законных интересов.
Исходя из смысла данной нормы, очевидно, что вышеупомянутое положение в полной мере относится и к физическим, и к юридическим лицам. Практика защиты прав и законных интересов юридических лиц в России, несмотря на изложенное выше, в целом сложилась. Вместе с тем потенциальный перечень прав и законных интересов юридических лиц, который, по нашему мнению, следовало бы закрепить в Конституции РФ, отличается от аналогичного у физических лиц — в силу, прежде всего, усложнения правовых отношений субъектов хозяйственной деятельности, что применимо к их деятельности как внутри государства, так и за его пределами.
На наш взгляд, правом на получение квалифицированной юридической помощи обладают не только физические, но и юридические лица, которые все чаще привлекают адвокатов для защиты своих прав и законных интересов в уголовном, арбитражном и конституционном судопроизводстве. Отметим также и тот факт, что в силу выстраиваемой в России модели правозащитной системы квалифицированную юридическую помощь в ходе судопроизводства должны оказывать только адвокаты — прежде всего в экономических спорах в ходе арбитражного судопроизводства, где сторонами являются юридические лица.
Исходя из вышеизложенного, перспективным представляется такой подход, при котором конституционная гарантия на квалифицированную юридическую помощь распространяется и на физических, и на юридических лиц, тем более что, например, согласно ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре), целью деятельности адвокатуры является защита прав, свобод и интересов и физических, и юридических лиц.