Дата публикации: 08.05.2024

Стратегическое управление социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты

Аннотация

Статья открывает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. Уходит время, когда в России планирование считалось несовместимым с рыночными отношениями, притом что оно уже давно реализуется в странах с рыночной экономикой, а иногда и закрепляется конституционно. Хотя поворот к стратегическому планированию в России обычно обосновывается экономическими соображениями, имеются и конституционно-правовые аргументы. Идея же создания системы стратегического управления связана с тем, что все принятые за последние десятилетия концепции и стратегии развития оказались в значительной степени невыполненными, а многие заложенные в них положения были изначально неверны; не улучшило ситуацию и принятие закона о стратегическом планировании, критикуемого специалистами за продуцирование потока плохо согласующихся между собой документов. Создание эффективной системы стратегического управления требует четкого определения субъекта, объекта, инструментария управления, а также его этапов, моделирования, ресурсного обеспечения и аппарата для оценки достигнутых результатов. В данной статье с конституционно-правовых позиций рассмотрены этапы стратегического управления, в частности, предложено предусмотреть два дополнительных начальных этапа, приводящих процесс в большее соответствие как с теорией управления системами, так и с базовыми конституционными положениями; раскрывается понятие «алгоритмическое моделирование»; выявляется коллизия между юридической силой целеполагающих документов стратегического планирования и других актов, в том числе закрепляющих его ресурсное обеспечение, а также проблема недостаточной согласованности политики, реализуемой как разными органами (и иными субъектами) на одном уровне публичной власти, так и на ее разных уровнях; предложены способы разрешения соответствующих проблем и коллизий. Раскрыты нормативно-правовые аспекты, требующие учета при разработке аппарата для оценки результатов стратегического управления, а также рассмотрена целесообразность перехода к целевым показателям, в большей степени отвечающим современным представлениям о развитии.




С недавних пор в России на государственном уровне реабилитируется понятие «планирование». Ранее оно было отброшено как якобы несовместимое с рынком, притом что не только Франция в середине ХХ в. перешла к обоснованному Ф. Перру государственному «дирижизму», но и самые современные рыночные экономики используют инструментарий стратегического (или «индикативного», «селективного» и т.д.) планирования; а некоторые упоминают его в своих конституциях.

Хотя в России поворот к стратегическому планированию обосновывается в первую очередь экономическими соображениями, имеются и конституционно-правовые аргументы. Так, статья 75.1 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) провозглашает создание условий «для устойчивого экономического роста». Но при чрезвычайно коротком горизонте планирования у отечественного бизнеса (надежный горизонт планирования — всего один год) трудно ожидать серьезных вложений в развитие предприятий, особенно — в высокотехнологичных отраслях с длительным циклом производства и окупаемости. В Конституции РФ также закреплены положения о государственном суверенитете (неотъемлемый элемент которого — экономический суверенитет) и безопасности государства (ст. 4 и ч. 3 ст. 55). Однако реальность говорит о «чрезвычайной, вплоть до угрозы национальной безопасности, зависимости от продукции зарубежных производителей», приметы которой видны в разных сферах и спустя десятилетие после провозглашения курса на «импортозамещение».

При этом одного лишь утверждения долгосрочных «стратегий» и «концепций» оказывается недостаточно. Так, Стратегия-2010 (от 2000 г.) реализована лишь на 36%; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (от 2008 г.) «при первых же “капельных” толчках кризиса 2008 г. …дала сбой… даже не успев начать реализовываться… потом о ней просто забыли»];  Стратегия-2020 (от 2011 г.) реализована лишь на треть, причем «в почти половине направлений, включая стимулирование несырьевого экспорта, не выполнено полностью ни одного пункта; полностью реализовано лишь 6,8% предусмотренных мер, среди которых — неблагоприятное для развития промышленности присоединение к ВТО».

Не решило проблем и принятие Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон о стратегическом планировании»). Закон предусмотрел разработку более 30 видов документов стратегического планирования (стратегий, прогнозов и т.д.) на всех трех уровнях публичной власти, а также в отраслевом и территориальном разрезе; изданы соответствующие указы президента. В результате разработано более 60 тысяч различных документов стратегического планирования. Однако многие из них оказались несогласованными между собой, а сами стратегии вызывали обоснованную критику, например тот факт, что «главный вызов и угрозу экономической безопасности разработчики Стратегии-2030 видят не в необходимости ускоренного развития несырьевого сектора российской экономики, производственной экономики, а в “усилении колебаний мировых товарных рынков” и “изменении мирового спроса на энергоресурсы”». Другой пример: в приложенном к Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. Перечне перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации у половины регионов первое-второе места заняло... производство автоприцепов. В том числе у Санкт-Петербурга, притом что строительство ледоколов (его традиционная специализация, актуализированная планами освоения Арктики) вообще не упомянуто, наука (еще одна традиционная специализация) стоит на предпоследнем месте, а производство табачных изделий оказалось важнее, чем информатика и связь. Неслучайно эксперты назвали этот документ «абсолютно абсурдным» и предположили, что его для разных регионов «под копирку» писали «команды мошенников».

Список литературы

1. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку : автореферат диссертации доктора юридичесих наук / О.Н. Горбунова. Москва : Московская юридическая академия, 1996. 42 с.
2. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / под научной редакцией С.Н. Сильвестрова. Москва : РУСАЙНС, 2018. 350 с.
3. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 24–27.
4. Чернавский С.Я. Системное прогнозирование: концепция и инструменты / С.Я. Чернавский // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 4. С. 17.
5. Угланов А. Лишние деньги Отечества / А. Угланов // Аргументы недели. 2013. 7 февраля.
6. Трушин А. Территория полуприцепов / А. Трушин. URL: <a href="https://www.kommersant.ru/doc/3908584" target="_blank">https://www.kommersant.ru/doc/3908584</a> (дата обращения: 16.08.2023).
7. Стиглиц Д. Неверно оценивая нашу жизнь: почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса / Д. Стиглиц, А. Сен, Ж.-П. Фитусси ; перевод с английского И. Кушнаревой ; научный редактор перевода Т. Дробы
8. Сильвестров С.Н. Национальное богатство: оценка и управление экономическим развитием / С.Н. Сильвестров, Б.Н. Порфирьев ; под ред. С.М. Шахрая, Е.И. Ивановой ; НИИ СП. М. : Экономические науки, 2008. 98 с.
9. Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем / под общей редакцией С.Д. Бодрунова. Санкт-Петербург : ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021. 544 с.
10. Малахов А. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый мир обречен. Новый мир неизбежен!» / А. Малахов. URL: <a href="https://www.planet-kob.ru/articles/6832" target="_blank">https://www.planet-kob.ru/articles/6832</a> (дата обращения: 16.02.2023).
11. Мазаев В.Д. Публичная форма собственности как инструмент конституционно-правового регулирования экономики / В.Д. Мазаев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 19–33.
12. Крупнов Ю.А. Проблемы и противоречия стратегического планирования / Ю.А. Крупнов, С.Н. Сильвестров, В.Г. Старовойтов // Российский экономический журнал. 2022. № 6. С. 15–30.
13. Евстафьева Ю.В. Проблемы развертывания системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации / Ю.В. Евстафьева // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. С. 48–66.
14. Авакьян С.А. Государство, вернись в экономику! / С.А. Авакьян // Российская Федерация сегодня. 2011. № 2. С. 2–3. С. 24–26.
15. Глазьев С.Ю. Как денежно-кредитная политика угнетает экономический рост в России и Евразийском экономическом союзе / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. 2022. № 2. С. 4–20.
16. Глазьев С.Ю. В очередной раз — на те же грабли? (Особое мнение члена Национального финансового совета о проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 г. и период 2021–2022 годов» Банка России) / С.Ю. Глазьев // Р
17. Воронин Ю. Движение без целей: почему провалилась «Стратегия-2020» / Ю. Воронин. URL: <a href="https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020" target="_blank">https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020</a> (дата обращения: 16.09.2023).
18. Винслав Ю.Б. Экономические тренды, актуализация факторов национальной безопасности в системе макроуровневого стратегического планирования / Ю.Б. Винслав // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 4–31.
19. Винницкий А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. Москва : Статут, 2013. 732 с.
20. Бузгалин А.В. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 63–80.
21. Бородач М.В. Публичная собственность: опыт конституционно-правового осмысления : монография / под научной редакцией В.И. Крусса. Москва : Норма, 2022. 576 с.
22. Болдырев Ю.Ю. Экономика России: что происходит и что делать? : монография / Ю.Ю. Болдырев, М.Д. Абрамов, М.А. Бочаров, В.А. Кашин, В.М. Симчера. Москва : Экономика, 2019. 319 с.
23. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты : монография / О.Ю. Болдырев ; научный редактор С.А. Авакьян. Москва : Проспект, 2018. 408 с.
24. Афиногенов Д.А. Стратегическое планирование: проблемы и решения / Д.А. Афиногенов, Е.Ю. Кочемасова, С.Н. Сильвестров // Мир новой экономики. 2019. № 2. С. 23–31.
25. Александрова О.А. Какое планирование — такое и развитие: системные проблемы стратегического планирования в современной России / О.А. Александрова // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Материалы VII Международной научн
26. Александрова О.А. Проблемы долгосрочного планирования кадровых потребностей приоритетных отраслей экономики / О.А. Александрова // Экономическое возрождение России. 2019. № 1 (59). С. 53–57.

Остальные статьи