Представительные органы и власть народа: слитно или раздельно?
Аннотация
В статье на основе анализа законодательных процедур в Государственной Думе и сопоставления содержания законопроектов, вносимых теми или иными субъектами права законодательной инициативы, делается вывод о том, что принимаемые представительными органами законы в большей степени воплощают интересы правящей элиты, а не волю народа как источника власти. Предлагаются меры, направленные на обеспечение условий для осуществления народом своей власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2024 |
Страницы | 9-20 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-4-9-20 |
В современном государстве непреложным и неотъемлемым элементом системы государственных органов, за редчайшим исключением, являются представительные органы (парламент, региональные и муниципальные советы, выборный глава государства), посредством которых народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии. В научной литературе представительная демократия определяется как осуществление народом своей власти через сформированные им посредством свободных, равных и прямых выборов представительные органы. Отсюда следует, что представительные органы являются проводником (транслятором) властной воли народа, воплощая его интересы во властные решения.
В научной литературе исследованы самые разные аспекты формирования и деятельности представительных органов и представительной демократии. Тем не менее проблемы народовластия, прямой и представительной демократии, представительных органов остаются по-прежнему актуальными. Одна из таких проблем заключается в самом процессе формирования воли народа и возведения этой воли в закон. В научной литературе отмечается, что, несмотря на длительную историю существования народного представительства, до сих пор не решенным остается вопрос о том, «что собой представляет “воля народа”, в чем ее смысл и как она должна выражаться».
Целью настоящего исследования является раскрытие механизма воплощения воли народа в законодательные акты на примере законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее по тексту — ГД). Для анализа была проведена выборка законопроектов, рассматривавшихся в ГД в течение 7-го созыва, по формуле случайной повторной выборки. Всего в выборку был включен 601 законопроект, которые были распределены по субъектам права законодательной инициативы (далее по тексту — СПЗИ или субъекты ПЗИ).
Круг субъектов ПЗИ определен непосредственно в Конституции Российской Федерации. В их число входят: Президент РФ, Совет Федерации, сенаторы РФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ (КС РФ) и Верховный Суд РФ (ВС РФ) по вопросам их ведения (ст. 104). Распределение законопроектов, находившихся на рассмотрении Государственной Думы 7-го созыва, отражено в таблице № 1.
Для достижения обозначенной цели исследования все субъекты ПЗИ были разделены на две группы. Первую из них составили субъекты, являющиеся прямыми представителями народа (депутаты) либо выполняющие функции представителей народа или функции представительных органов (сенаторы, законодательные собрания субъектов РФ).