Конституционное право и политический реализм: негативная теория свободы слова
Аннотация
Классические, позитивные теории свободы слова объясняют повышенную конституционную защиту высказываний фундаментальными ценностями, которым они служат (отыскание истины, демократическое правление или автономия личности). Негативный подход, который рассматривается в статье, обращает внимание не на повышенную социальную ценность высказываний, а на уникальные риски их ограничения. Опасности чрезмерной цензуры главным образом происходят из личной заинтересованности должностных лиц (как законодателей, так и правоприменителей) или из нетерпимости. Причины психологического характера и архитектура принятия решений о цензуре делают слова особым хрупким объектом регулирования. В основе конституционной свободы слова лежит недоверие государству в принятии решений о регулировании высказываний. Органы конституционного контроля должны обращать особое внимание на конструкции ограничительных норм и обоснования, которыми они подкрепляются: они должны быть определенны и не допускать выборочного ограничения конкретных точек зрения. Простота негативного подхода и его политический реализм делают его наиболее подходящим для толкования конституционной нормы о свободе слова (выражения мнения).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-4-2-8 |
В отличие от иных подходов, негативная теория свободы слова акцентирует внимание не на том, почему хороша и для чего полезна свобода слова. Конституционно-правовой статус свободы слова обосновывается не позитивной ценностью слов (большей, чем у других действий), а уникальными рисками вмешательства государства в сферу высказываний. Так, свобода слова, по словам Фредерика Шауэра, выражает не устремления и идеалы общества, а его страхи. Она основывается на недоверии государству в регулировании слов, из-за которого конституция и очерчивает для него узкие рамки.
Негативная теория опирается в своих доводах на историю. Опыт показывает, что государство систематически переоценивает риски, исходящие от высказываний, и недооценивает преимущества открытого дискурса. Результатом этого раз за разом становится чрезмерно ограничительная цензура. Сложно привести хотя бы несколько исторических примеров запретов слов, которые кажутся разумными и обоснованными по прошествии времени. Также затруднительно найти ситуации, когда отсутствие цензуры привело к конкретным общественно опасным последствиям.
Причины особого недоверия к государственному регулированию слов
Недоверие государству в вопросе регулирования слов объясняется комплексом причин. Чаще, чем хотелось бы, цензура руководствуется не соображениями других прав граждан или общественных интересов, а личными интересами законодателей и правоприменителей. Особо опасными для свободы слова представляются коррупционные (своекорыстные) мотивы должностных лиц, а также нетерпимость (ограничение точки зрения из-за несогласия с ней).
Своекорыстные мотивы регулирования выражаются в запрете высказываний, угрожающих положению конкретного должностного лица или влиятельной группы. Другими словами, это цензура для удержания власти. Попытки принятия таких ограничительных норм вполне естественны: они связаны с конфликтом интересов государственных деятелей, который обострен при ограничении высказываний. Самая нежелательная ситуация для должностного лица практически в любой стране (особенно в демократической) — общественное недовольство его действиями — формируется именно посредством слов. В этой связи наделение чиновников властью ограждать людей от высказываний сродни назначению лисы охранником курятника.