Дата публикации: 08.05.2024

Перспективы развития комплексной психолого-религиоведческой экспертизы

Аннотация

Активное распространение в последние десятилетия псевдоценностей, противоречащих подлинной духовности, морали и культурно-историческим традициям, привело к тому, что комплексная психолого-религиоведческая экспертиза не предполагает участия в качестве экспертов теологов и богословов. Из-за этого не учитывается мнение большого числа профессионалов. Представителям традиционных конфессий нашей страны есть что сказать: у них большой опыт в вопросе трансляции духовно-нравственных ценностей, оценки деятельности внутриконфессиональных радикальных течений, а также урегулирования конфликтов и разногласий.




В 2020 г. в Конституцию России были внесены поправки, которые задекларировали веру в Бога с переданными нам предками идеалами как основу единства народов страны (ст. 67.1 ч. 2). Это побуждает нас поставить вопрос о необходимости модернизации практики проведения религиоведческой экспертизы, которая опирается исключительно на идеи свободы вероисповедания, закрепленные в ст. 17 ч. 3 Конституции России, как свободы от веры, а не свободы веры.

При проведении любой экспертизы ключевыми являются принципы непредвзятости и научной обоснованности, соблюдение которых обеспечивает принятие неконфликтных решений. Насколько возможно проведение данного вида экспертизы представителями исключительно академической науки (гуманитарных наук)? Нет ли необходимости привлечения в качестве эксперта представителей традиционных конфессий нашей страны?

Для формирования мнения по данному вопросу можно обратиться к решениям Верховного Суда РФ, которые отражают практику проведения экспертиз. Так, решение о ликвидации религиозной группы «Элле-Аят» было принято на основании проведенной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы. Эксперты в этом случае установили, что данный эзотерический культ не соответствует современным научным достижениям, однако их основные обряды соответствуют религиозным. То, что основатели «Элле-Аят» сами создали пропагандируемое религиозное учение, считая себя богами, имеющими способности исцелять людей, не смутило экспертов.

Этот пример очерчивает проблему соотношения познаний лиц, назначаемых экспертами, и специальных знаний субъектов, компетентных в вопросах духовно-нравственных и религиозных ценностей. Суды не видят необходимости консультаций с теми, кто может высказать позицию по значению религиозного учения и смысла религиозных практик ввиду того, что такой консультант чаще всего будет представителем одной из традиционных конфессий России. Но может ли религиоведческая экспертиза опираться исключительно на познания в области права, психологии, лингвистики или медицины?

Если основной целью назначения экспертизы является разрешение правового вопроса о регистрации религиозной организации, то специальные знания не нужны. Практика это подтверждает, так как 95% экспертиз проводятся при регистрации и перерегистрации организаций: в 60% случаев исследуются документы, беседа с руководителем проводится менее чем в четверти случаев, а изучение богослужений и обрядов происходит всего в 7%. Сама по себе организация данного вида экспертизы, по сути междисциплинарной, которую проводят должностные лица и государственные служащие, а также ее рекомендательный характер и низкий уровень регламентации дают множество предпосылок к тому, чтобы ее назначение на практике было редким и сводилось к проверке полноты собранных документов.

Список литературы

1. Бринев К.И. Судебная лингвистическая экспертиза по делам о религиозном экстремизме / К.И. Бринев // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 7–13.
2. Герасименко Ю.В. Религиоведческая экспертиза: проблемы и пути их решения / Ю.В. Герасименко, В.В. Ваврух // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 4 (55). C. 11–13.
3. Глазунова И.В. Применение судебно-религиоведческой экспертизы при расследовании убийств с религиозной мотивацией / И.В. Глазунова, Д.А. Рябинин // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 80–89.
4. Загребина И.В. Государственная религиоведческая экспертиза: теория и практика / И.В. Загребина. Москва : Юриспруденция, 2012. 220 с.
5. Загребина И.В. От невежества к мнимому экстремизму: проблемы религиоведческой экспертизы в России / И.В. Загребина. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 159–176.
6. Капкан безграничной свободы : сборник статей о сайентологии / под редакцией А.Л. Дворкина. Москва : Издательство Братства святителя Тихона, 1996. 157 с.
7. Крашенинникова Ю.А. Устройство и практики государственной религиоведческой экспертизы в РФ / Ю.А. Крашенинникова, Н.Д. Кочергин // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 187–209.
8. Кряжев В.С. Возможности использования специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности / В.С. Кряжев // Эксперт-криминалист. 2021. № 1. С. 23–25.
9. Лебедев В.Ю. К вопросу о методологическом обеспечении религиоведческой экспертизы / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 2 (52). С. 109–116.
10. Пчелинцев А.В. Какой должна быть государственная религиоведческая экспертиза / А.В. Пчелинцев // Российская юстиция. 2009. № 3. С. 47–51.
11. Пчелинцев А.В. Физические лица как субъекты права на создание религиозного объединения / А.В. Пчелинцев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21. C. 8–12.

Остальные статьи