Особенности осуществления примирения (медиации) в уголовном судопроизводстве отдельных зарубежных государств
Аннотация
В статье анализируются положения уголовно-процессуального законодательства Федеративной Республики Германия, Австрии и Швейцарии, предусматривающие разрешение уголовно-правовых конфликтов с применением восстановительного правосудия, реализуемого путем осуществления медиативных процедур. Раскрываются основные моменты осуществления медиации в уголовном судопроизводстве указанных стран с установлением особенностей, которые в перспективе могут быть заимствованы для совершенствования процедуры медиации в странах постсоветского пространства.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 05/2024 |
Страницы | 57-61 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-5-57-61 |
Постановка проблемы. Институт медиации в уголовном судопроизводстве в последние годы является довольно актуальной темой для обсуждения в правовых кругах многих постсоветских государств. К примеру, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике институт медиации в уголовном судопроизводстве успешно функционирует, в отличие от Российской Федерации и ряда иных государств, в которых применение медиации в уголовном судопроизводстве не предусмотрено.
Соответственно, как в государствах, где реализуются медиативные процедуры как основа восстановительного производства, так и в государствах, в которых вопрос с целесообразностью их введения дискутируется, вопросы альтернативного урегулирования споров неизбежно оказываются в центре внимания как ученых, так и практиков.
Что же касается общемировой практики, то в большинстве современных развитых государств наблюдается стремительное распространение идей восстановительного правосудия и, в частности, применения медиации, что обусловлено взаимосвязанностью и взаимозависимостью правовых систем в странах, чьи правовые системы демонстрируют тенденции сближения в связи с современными общественно-политическими процессами. При этом сама ценность и эффективность медиации как способа разрешения конфликтов, имеющих в том числе и уголовно-правовую природу, также способствует актуализации указанного вопроса.
Медиация как социально-правовое явление имеет длительную историю. Она реализовалась еще тогда, когда не существовало тюрем, и в некоторых сообществах принята как единственное средство разрешения конфликтов между сторонами. В настоящее время программы примирения успешно действуют в Норвегии, Финляндии, Великобритании, Австрии, Германии, Франции и закреплены на уровне национальных правовых систем. Так, в одном из регионов Великобритании на медиацию направляют ежегодно около 1500 дел, притом 76% потерпевших от преступлений и 92% правонарушителей отмечают удовлетворенность результатами медиации. В Шотландии органы уголовного преследования могут передавать дело прокурору и впоследствии в суд только после завершения процедуры медиации. В других странах Европы — Дании, Швеции, Нидерландах, Ирландии, Испании и Италии — процедура медиации в уголовном судопроизводстве заняла свое место среди институтов восстановительного правосудия, и принимаются меры, направленные на обеспечение ее эффективного применения. В последние годы активизировалось движение за внедрение программ примирения и в Восточной Европе.
Однако наиболее интересным для исследования является применение института медиации в ФРГ, Австрии и Швейцарии, где обозначенное направление восстановительного правосудия наиболее развито, и, соответственно, может быть заимствовано для формирования эффективной системы в иных государствах.