Дата публикации: 02.05.2024

Развитие процессуального статуса подозреваемого и введение института следственных судей — взаимосвязанные перспективы совершенствования российского уголовного судопроизводства

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена назревшей необходимостью совершенствования российской уголовнопроцессуальной модели в целях упрощения процессуального порядка уголовного преследования личности за совершение преступления. Автором предлагается возможность достижения обозначенной цели путем упразднения института предъявления обвинения с перемещением его основного предназначения, направленного на обеспечение гарантии допустимости длительного персонифицированного уголовного преследования, в том числе с применением мер уголовно-процессуального пресечения при наличии на то достаточных оснований, на ведомственный контроль, прокурорский надзор, путем их усиления и, в большинстве своем, на следственного судью, предлагаемого к введению в модель российского уголовного судопроизводства в качестве самостоятельного института.




Термин «следственный судья» и введение такого участника в механизм уголовно-процессуального регулирования давно обсуждаемы научным сообществом и в большинстве своем вследствие введения института следственных судей в модель уголовного судопроизводства ряда стран постсоветского пространства.

В частности, институт следственных судей предусмотрен положениями Уголовно-процессуальных кодексов Республики Казахстан (далее — УПК РК), Кыргызской Республики (далее — УПК КР), Латвии (далее — УПК Латвии). При этом, например, в последнем из перечисленных следственный судья определен в качестве субъекта, осуществляющего контроль за соблюдением прав личности в уголовном процессе. Особенно прослеживается действительность обеспечения на высоком уровне конституционных гарантий лица, подвергнутого уголовному преследованию, и умалению его права, охватываемого принципом неприкосновенности, с учетом изложенных в ст. 41 УПК Латвии прав и обязанностей следственного судьи. Они направлены, в частности, на: принятие решения о применении ряда мер уголовно-процессуального пресечения; изменение или отмену избранной им меры пресечения; ознакомление со всеми материалами по уголовному процессу и принятие обоснованного решения в связи с поступившими жалобой, заявлением на примененную меру пресечения лицом, направляющим процесс, которым в ходе досудебного производства выступает следователь или прокурор; выдвижение требования о предоставлении дополнительной информации по делу, при расследовании которого права подвергнутого уголовному преследованию лица ущемлены реализуемыми процессуальными действиями, либо лицо содержится в изоляции от общества в связи с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу; применение процессуальных санкций за невыполнение обязанностей в ходе досудебного производства по делу и на внесение предложений о привлечении уполномоченных на производство по уголовному делу должностных лиц к ответственности за допущенное ими при реализации полномочий ущемление прав личности, вовлеченной в уголовный процесс, чем исключаются всякие сомнения в объективности уголовного судопроизводства.

Полномочиями, схожими с вышеперечисленными, следственный судья наделен и в соответствии с положениями ст. 55 УПК РК. Отличие же от соответствующей нормы УПК Латвии состоит в более детальном их разъяснении и распространении на рассмотрение ходатайств стороны защиты, заявляемых в целях формирования и закрепления существенных для обеспечения защиты подозреваемого доказательств. Но равно как и в соответствии с УПК Латвии, рассматриваемый участник в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан призван обеспечивать судебный контроль за соблюдением прав личности, ее свобод и законных интересов в рамках досудебного уголовного процесса. Институт следственных судей, предусмотренный УПК КР, не будет нами выделен и подробно исследован, поскольку его сходство с соответствующими положениями УПК РК и УПК Латвии очевидно. Некоторые отличия прослеживаются, но в контексте настоящего исследования таковые не существенны.

Список литературы

1. Афанасьева С.И. Институт следственных судей: перспектива правового регулирования // Шестой пермский конгресс ученых-юристов: Избранные материалы : материалы международной научно-практической конференции (г. Пермь, 16–17 октября 2015 г.) : сборник научных
2. Барщевский М.Ю. Как избавиться от обвинительного уклона в судах / М.Ю. Барщевский, Т.Г. Морщакова // Российская газета — Федеральный выпуск. 2013. 24 сентября.
3. Колоколов Н.А. Механизм избрания меры пресечения судом нуждается в коренной модернизации / Н.А. Колоколов // Уголовный процесс. 2014. № 8 (116). С. 28–38.
4. Мергенова Г.Ж. Следственные судьи: казахстанский опыт и российские перспективы / Г.Ж. Мергенова, О.В. Качалова // Уголовный процесс. 2020. № 4 (184). С. 60–63.
5. Морщакова Т.Г. О компетенции и порядке формирования института следственных судей в Российской Федерации / Т.Г. Морщакова // Международная Ассоциация Содействия Правосудию. 2015. 18 февраля.
6. Поликарпова О.С. Институт следственных судей как предпосылка развития института подозрения в уголовном судопроизводстве России / О.С. Поликарпова // Уголовное судопроизводство: современное состояние и стратегия развития : материалы Международной научно-пр
7. Поликарпова О.С. О необходимости усиления проверки законности и обоснованности задержания подозреваемого / О.С. Поликарпова // Актуальные проблемы предварительного расследования : материалы международных научно-практических конференций (г. Санкт-Петербург
8. Рудич В.В. К вопросу о совершенствовании превентивного судебного контроля за применением мер пресечения в ходе досудебного производства по уголовному делу / В.В. Рудич // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4 (30). С. 157–159.
9. Фурлет С.П. О первых результатах работы по новому УПК в Казахстане / С.П. Фурлет // Адвокатская газета. 2016. 24 февраля.

Остальные статьи