Дата публикации: 25.04.2024

Об обстоятельствах, причинах и некоторых последствиях принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Аннотация

В статье рассматриваются события, предшествовавшие принятию Федерального закона «Об охране окружающей среды». Приводятся и разбираются основные причины его принятия. Дается краткий анализ основной содержательной части закона. Обсуждаются кратко- и долгосрочные последствия его применения.




В январе 2002 г. был принят Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (далее — Закон РСФСР № 2060-1), новаторское значение которого не так давно отмечалось экспертным сообществом. Закон РСФСР № 2060-1 стал единственным законодательным актом природоохранного назначения (из принятых после 1991 г.), который был полностью пересмотрен. Почему это произошло? В связи с чем Закон РСФСР № 2060-1, который сыграл важную позитивную роль в становлении природоохранного права, был признан полностью утратившим силу? Каковы были последствия?

При всей своей прогрессивности Закон РСФСР № 2060-1 не мог быть идеальным и по прошествии 7–8 лет применения объективно нуждался в развитии и уточнении своих положений.

Правительство Российской Федерации как орган публичной власти, осуществляющий полномочия в области охраны окружающей среды, осознавая эти обстоятельства, стояло перед дилеммой: разрабатывать новый законодательный акт или вносить правки в Закон РСФСР № 2060-1, одновременно развивая вводимые законодательные нормы в соответствующих подзаконных актах? В итоге тогда (в конце 1990-х гг.) Правительство России намеревалось вносить правки в Закон РСФСР № 2060-1, проводя эту работу планомерно, по мере готовности предлагаемых изменений и проектов подзаконных актов. Такое эволюционное решение было обусловлено большим объемом требующихся подзаконных актов (порядка нескольких сотен), которые необходимо было в сжатые сроки подготовить и принять в случае появления нового закона.

Но в 2000 г. ситуация и намеченные планы поменялись. Было принято гораздо более кардинальное решение о подготовке и принятии нового законодательного акта взамен Закона РСФСР № 2060-1.

Этому предшествовал ряд значимых событий. Так, 4 мая 2000 г. состоялось заседание Правительства России, на котором был рассмотрен вопрос о состоянии природоохранной деятельности в Российской Федерации и ее перспективном развитии. Фактически это был отчет Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации о своей работе. Протокол заседания Правительства России был достаточно рутинным. В нем не давалась оценка деятельности Госкомэкологии России, а больше говорилось о том, что предстоит сделать в будущем по развитию системы охраны окружающей среды. Но на самом деле основные решения были уже приняты. Их было три, и они отсутствовали в протокольном решении упомянутого заседания Правительства России: 1) разделение объединенной (субъекты Российской Федерации и сама Российская Федерация) системы управления качеством окружающей среды на два самостоятельных сегмента; 2) ликвидация системы экологических фондов и в первую очередь Федерального экологического фонда Российской Федерации и 3) упразднение самостоятельного природоохранного органа (Госкомэкологии России) с передачей его функций природоресурсному министерству (МПР России).

Список литературы

1. Емельяненко В. Болезнь роста. История о том, как российская природа была принесена в жертву экономическому подъему / В. Емельяненко // Профиль. 2009. № 25. С. 8–13.
2. Кичигин Н.В. 30 лет Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» / Н.В. Кичигин, В.Ф. Меньщиков // Экологическое право. 2022. № 5. С. 3–9.

Остальные статьи