Дата публикации: 25.04.2024

Суверенитет России на трансграничные реки

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы суверенитета России на трансграничные реки. В ней раскрыто, что в соответствии с Уставом ООН, международными договорами государства обладают полным суверенитетом над своими природными ресурсами. В сфере охраны окружающей среды от трансграничного загрязнения и связанного с ним ущерба, а также по отношению к разделяемым природным ресурсам международно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа ограниченного суверенитета. На основании межгосударственных соглашений России по трансграничным рекам с соседними государствами бассейна внешнее участие сторон в определении правового режима трансграничных водных объектов выражается во взаимном обязательстве по возмещению причиненного вреда, принятии совместных решений относительно мониторинга состояния водных объектов, взаимном уведомлении о деятельности, оказывающей или способной оказать негативное воздействие на воды, проведении совместного контроля, делении стока, режиме эксплуатации водохозяйственных сооружений. Принцип ограниченного суверенитета объективно обусловлен единством экосистем разделяемого водного объекта и средством обеспечения его охраны от деградации, справедливого и разумного использования водных ресурсов прибрежными государствами.




Суверенное равенство государств провозглашено Уставом ООН в качестве основополагающего принципа международных отношений. Этот принцип является залогом и средством достижения цели поддержания мира и безопасности, дружественных отношений между государствами, развития международного сотрудничества. По своему смыслу принцип суверенного равенства означает равное юридическое право государств осуществлять полный суверенитет или независимость в принятии решений от внешнего вмешательства и контроля во внутригосударственных и международных отношениях. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, равные «права, присущие полному суверенитету» являются элементом принципа суверенного равенства государств. Полный суверенитет распространяется на экономическую, социальную и гуманитарную сферы, а также на материальные блага, включая природные ресурсы. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. «Постоянный суверенитет государств над природными ресурсами» признала «неотъемлемое право государств свободно распоряжаться собственными природными богатствами и ресурсами в соответствии с национальными интересами и с соблюдением экономической независимости».

В современных условиях международный принцип суверенного равенства государств и постоянного суверенитета над собственными природными ресурсами действует в сочетании и с учетом международного принципа ограниченного суверенитета. Последний отражает фактически существующую зависимость принятия суверенных решений государствами от внутренних и внешних равных и законных прав других участников соответствующих отношений. Пренебрежение такой зависимостью приводит к дисбалансу национальных интересов государств, разнообразным негативным взаимообусловленным последствиям — росту разногласий, враждебности, политической напряженности, возникновению материального вреда, применению ответных санкционных мер. Принцип ограниченного суверенитета не может применяться свободно по усмотрению каждого государства по отношению к другим государствам, так как может вызвать не менее разрушительные последствия. Поэтому легитимация этого принципа и создание правового механизма его реализации являются необходимыми условиями поддержания мира и безопасности.

В международном экологическом праве принцип ограниченного суверенитета определяет режим охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности на территории одного государства, которая способна оказать негативное воздействие за пределами своей юрисдикции. Этот принцип также лежит в основе международно-правового режима использования и охраны разделяемых природных ресурсов. К последним относятся месторождения полезных ископаемых, части которых расположены на территории двух и более государств, мигрирующие виды животных, а также водные ресурсы трансграничных водных объектов, включая подземные воды и моря. Свойствами разделяемого или трансграничного природного ресурса обладает и климатическая система, по отношению к которой постепенно формируется международно-правовой режим охраны на основе принципа ограничения суверенных прав государств на осуществление хозяйственной деятельности, воздействующей на климат.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 141–152.
2. Дандарова Т.К. Правовое обеспечение приграничного сотрудничества регионов России и Монголии на примере Республики Бурятия / Т.К. Дандарова, И.А. Шаралдаева // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 4. С. 56–60.
3. Котова М.В. Предмет международного водного права и его место в системе международного публичного права / М.В. Котова // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 18–22.
4. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах. Т. 1 / Ф.Ф. Мартенс. 4-е изд., доп. и испр. Санкт-Петербург : Тип. А. Бенке, 1898. 464 с.
5. Международные аспекты водного законодательства / под общей редакцией Г.А. Карлова ; составитель В. В. Каширин. Москва : Издание Государственной Думы, 2015. 112 с.
6. Рязанова М.А. Вступление в силу Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. как новый этап кодификации международного права водных ресурсов / М.А. Рязанова // Международное публичное и частное право. 2015. № 3. С
7. Рязанова М.А. Европейское сотрудничество в области использования и охраны от загрязнения трансграничных водотоков / М.А. Рязанова // Международное публичное и частное право. 2015. № 2. С. 25–29.
8. Случевская Ю.А. Проблемы формирования международно-правовой модели совместного использования и охраны международных водотоков / Ю.А. Случевская // Lex russica (Русский закон). 2019. № 3. С. 73–86.
9. Фоков А.П. Современное понимание принципов международного права / А.П. Фоков // Российская юстиция. 2016. № 7. С. 2–4.
10. Фрумин Г.Т. Трансграничные водные объекты и водосборы России: проблемы и пути решения / Г.Т. Фрумин, Л.А. Тимофеева // Биосфера. 2014. Т. 6. № 2. С. 118–133.
11. Шихсефи Сефихано. Куда течет река Самур? / Шихсефи Сефихано // Федеральная Лезгинская национально-культурная автономия. 2021. 24 сентября.
12. Gümplová, P. Sovereignty over natural resources – A normative reinterpretation / P. Gümplová // Global Constitutionalism. 2020. Vol. 9. Iss. 1. P. 7–37. DOI: 10.1017/S2045381719000224.
13. Partnerships and cooperation for water / prepared by WAP E. Koncagül, R. Connor. UNESCO, 2023. 16 p.

Остальные статьи