Дата публикации: 25.04.2024

Деятельность Франции в сфере охраны морской окружающей среды: правовые аспекты

Аннотация

Глобальные экологические вызовы подталкивают человечество уделять большее внимание развитию экологической сферы и правовому регулированию этой области, в частности, речь идет о предотвращении загрязнения морей и океанов пластиковыми и другими отходами и сокращения биоразнообразия. Около 61% мирового валового внутреннего продукта приходится на прибрежные регионы, которые расположены не более чем в ста километрах от побережья, население всего мира и каждого конкретного государства находится в зависимости от состояния морей и океанов. Одним из примеров государств, активно действующих в экологической сфере, является Франция. В представленной статье авторами затронута проблема обеспечения защиты окружающей среды, рассмотрены вопросы правового регулирования в экологической области Франции и ее участия в международных организациях экологической направленности, проанализированы основополагающие национальные акты, что позволило выявить основные тенденции развития Французской Республикой ключевого направления экологической сферы — экологии моря.




Современная Франция является государством, удерживающим активные позиции в области экологической политики. Ежегодно во французском бюджете повышается доля «зеленых» расходов, которые в соответствии с французской классификацией являются расходами, благоприятными для окружающей среды. В 2020 г. сумма расходов «зеленого» бюджета составила 29,8 млрд евро, в 2021 г. — 31,4 млрд евро, в 2022 г. — 32,5 млрд евро, а в 2024 г. величина «зеленого» бюджета составляет уже 39,7 млрд евро.

В свете изучения динамики развития во Франции правового регулирования экологической сферы необходимо отметить 70-е гг. XX в., в частности, период президентства Жоржа Помпиду, характерной чертой которого стало усиление экологического права и, в частности, сферы защиты окружающей среды, чему способствовали экономические и политические события. В этой связи стоит отметить значительный экономический рост крупнейших европейских государств, в том числе Франции, в послевоенный период: так называемое Славное тридцатилетие, основой которому послужило дешевое углеводородное сырье. С 1950 по 1973 г. ежегодный рост ВВП Франции составил в среднем 4,6%, притом что значительное количество населения было занято в промышленном секторе. С другой стороны, с конца 1960-х гг. участились межгосударственные конфликты, в которых основным рычагом политического давления служила нефть, это приводило к перебоям в ее поставках, а, следовательно, и к росту цен. В таких условиях многие страны стали призывать к экономии природных ресурсов, их рациональному использованию и сохранению, охране окружающей среды. Франция в числе передовых государств начала активное развитие рассматриваемой области уже в 1971 г., одной из первых сформировав министерство по защите окружающей среды.

В рамках международной экологической повестки необходимо отметить участие Франции в Стокгольмской конференции 1972 г., которая стала знаковым событием, посвященным экологическим проблемам. По результатам конференции была принята одноименная декларация, установившая первые принципы в области охраны окружающей среды. Существенным является принятие Французской Республикой «Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию» 1992 г., расширившей международные принципы экологического права, и «Конвенции о биологическом разнообразии» 1992 г., направленной на сохранение биоразнообразия, являющегося необходимым условием для устойчивого существования будущих поколений. В дальнейшем Франция инициировала и поддержала многие инициативы в сфере международного экологического права различной направленности.

Значительные усилия предпринимаются Францией для сокращения выбросов парниковых газов. В рамках Парижского соглашения на конференции, проходившей в ноябре 2023 г. в Объединенных Арабских Эмиратах (COP28), Франция подтвердила свое намерение полностью отказаться от угля к 2027 г., для чего в феврале 2024 г. парламент Франции утвердил новый законопроект, позволяющий ускорить создание возобновляемых источников энергии.

Список литературы

1. Конституционно-правовой механизм применения норм международного права в зарубежных странах : монография / И.А. Ракитская, Ю.И. Лейбо, Е.Я. Павлов [и др.] ; под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2019. 300 с.
2. Конституционно-правовые основы территориального устройства в зарубежных странах : монография / И.А. Ракитская, Ю.И. Лейбо, Е.Я. Павлов [и др.] ; под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2018. 344 с.
3. Cézilly, F. Les enjeux de la recherche sur la biodiversité dans les Caraïbes / F. Cézilly // Écologie & politique. 2021. Vol. 63. Iss. 2. P. 95–105.
4. Crafts, N. ‘Les Trente Glorieuses’: From the Marshall Plan to the Oil Crisis / N. Crafts, G. Toniolo // The Oxford Handbook of Postwar European History / ed. by D. Stone. Oxford University Press, 2012. P. 356–378. <a href="https://doi.org/10.1093/oxfordhb/97801995" target="_blank">https://doi.org/10.1093/oxfordhb/97801995</a>
5. Février, P. 7 janvier 1971: Création du ministère de la Protection de la nature et de l’environnement / P. Février // Institut de France. 2021. 7 Janvier.
6. Le Kama, A.A. France and international environmental policy / A.A. Le Kama, M. Fodha, P.-A. Jouvet // Economie Internationale. 2006. Iss. 108. Р. 153–162.
7. Messad, P. L’Assemblée adopte une loi d’accélération du renouvelable que l’opposition juge «inaboutie» / P. Messad // Euractiv. 2023. 1 February.

Остальные статьи