Охрана озера Байкал как объекта всемирного природного наследия в условиях изменяющегося климата
Аннотация
Рассматривается проблематика совершенствования нормативных и организационных начал охраны объектов всемирного природного наследия от угроз, обусловленных глобальным изменением климата. Обосновывается актуальность рассматриваемой тематики в свете выполнения поручения Президента Российской Федерации о формировании региональных планов адаптации к последствиям изменения климата. Приводятся международно-правовые основы климатического регулирования, выявляются типичные угрозы состоянию уникальных природных объектов, детерминированные климатическими изменениями. Освещается содержание некоторых документов системы охраны всемирного наследия в сфере адаптации к последствиям глобального изменения климата, обобщаются их наиболее важные положения. Отмечается наличие климатических рисков экологическому состоянию озера Байкал, а также явный дефицит отражения этой тематики в эколого-правовых исследованиях. Предлагаются меры по совершенствованию природоохранного законодательства в части закрепления особенностей охраны объектов всемирного природного наследия и учета проблематики изменения климата в деятельности по управлению озером Байкал как объектом всемирного наследия. Формулируется предложение о необходимости внесения дополнений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части необходимости подготовки планов управления объектами всемирного природного наследия, в том числе по вопросам адаптации к изменяющемуся климату.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 02/2024 |
Страницы | 12-15 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-2-12-15 |
Проблематика изменения климата прочно вошла в современную природоохранную повестку как на международном, так и на национальном уровне. Мобилизация усилий международного сообщества по предотвращению глобальных климатических изменений оформилась нормативно с принятием Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г. и документов, подготовленных в развитие ее подходов. В российском правопорядке принято значительное число правовых актов нормативного и стратегического характера, призванных обеспечить участие нашей страны в общем для всего мира деле снижения антропогенного влияния на климат. На настоящий момент происходит и активное формирование нормативных основ построения системы мер по адаптации к изменениям климата. Президент России 3 октября 2003 г. утвердил поручения по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, в которых, в частности, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить утверждение и реализацию региональных планов адаптации к изменениям климата. Взяв это поручение Президента России за исходную точку анализа, мы рассмотрим возможные пути его выполнения применительно к охране объектов всемирного природного наследия (далее — ОВПН), расположенных на российской территории. Российская Федерация является активным участником системы охраны всемирного наследия, неоднократно являлась членом Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия (далее — Комитет) и выстраивает конструктивное сотрудничество в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее — Конвенция). Комитет также традиционно демонстрирует высокий уровень объективности в оценке состояния объектов всемирного природного наследия, находящихся в границах Российской Федерации. Мы полагаем, что деятельность по охране уникальных природных объектов и планируемые мероприятия по адаптации к глобальному изменению климата обладают значительным потенциалом взаимодействия, который обеспечит не только решение природоохранных и социально-экономических задач, но и выполнение международных обязательств России в соответствии с п. 21 Концепции внешней политики Российской Федерации.
Объекты всемирного природного наследия, испытывающие на себе последствия глобального изменения климата, расположены в разных регионах мира, причем такие последствия также разнятся. Наиболее показательным примером являются ледники, входящие в состав ОВПН. Озабоченность их состоянием на международном уровне привела, в частности, к проведению специального исследования, подготовленного ЮНЕСКО и Международным союзом охраны природы в 2022 г. В нем отмечается, что ледники входят в состав 50 объектов всемирного наследия, к их числу относятся, к примеру, национальные парки «Сагарматха» (Непал) и «Килиманджаро» (Танзания). Основной вывод цитируемого исследования состоит в том, что удержание темпов глобального потепления в границах 1,5 °C по сравнению с доиндустриальной эпохой позволит сохранить ледники на 2/3 объектов всемирного наследия.