К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
Аннотация
В статье проанализирован этап экологизации в постчернобыльский период в конституционно-правовом, международно-правовом, уголовно-правовом и экономическом аспектах, в общественной жизни. Рассмотрены достоинства принимаемых впервые законов и организационно-управленческих решений для регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. На конкретных примерах показана опасность негативных последствий деэкологизации законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, лесного, водного и градостроительного законодательств. Приведены факты деэкологизации как угрозы национальной безопасности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 02/2024 |
Страницы | 5-11 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-2-5-11 |
Выбор обозначенной темы связан с недавним выступлением на памятном мероприятии — «Яблоков-Дне», посвященном 90-летнему юбилею выдающегося ученого-эколога, доктора биологических наук, члена-корреспондента РАН А.В. Яблокова. Именно Алексей Владимирович Яблоков, внесший весомый и неоценимый вклад в активную экологизацию нашей страны в постчернобыльский период конца ХХ в., для оценки происходящих позднее антиэкологических перемен впервые предложил термин «деэкологизация». Характерно, что некоторые из названных авторов деэкологизации до сих пор считаются признанными экономическими и управленческими авторитетами в стране.
Для более объективного раскрытия темы деэкологизации необходимо первоначально охарактеризовать предшествующий ей этап экологизации многих сфер общественной жизни, включая сферу законодательства.
Экологизация в конституционно-правовом аспекте
Одним из основных достижений современной Конституции России стала четко выраженная экологичность, которая закрепила этап или даже эру экологизации всех сфер общественной жизни страны, открытую немногим ранее как результат последствий чернобыльской катастрофы. Экологоориентированность Основного закона проявляется в первую очередь положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации о триединстве экологических прав граждан. Но экологичность российской Конституции ярко выражена не только упомянутыми нормами, но и несколькими иными прогрессивными эколого ориентированными положениями. Важные нормы по недопустимости нанесения ущерба окружающей среде при использовании природных ресурсов заложены в ст. 36, там же постулирован запрет нарушения законных прав и интересов. Нормы указанных статей взаимоувязаны с иными конституционными положениями ст. 58, 72, 114 и др.
В период становления современной российской государственности экологизация всех сфер общественной жизни, включая политику, управление, законодательное регулирование, характеризуется фактами с эпитетом «впервые». Так, впервые был принят прогрессивный Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в числе основных принципов которого был провозглашен «приоритет охраны жизни и здоровья человека». В ныне действующей редакции главного закона, регулирующего экологическую сферу, с почти одноименным названием, такой принцип отсутствует. И хотя число принципов в современной редакции закона кратно увеличено с 7 до 24, но приоритет экологических интересов в нем заменен на «научно обоснованное сочетание», что, безусловно, снижает экологическую направленность его правоприменения. С 1992 г. недолгий период Президент России имел советника по экологической политике, которым стал член-корреспондент РАН А.В. Яблоков. Впервые в России стали издавать ежегодные государственные доклады о состоянии природной среды, а также Красную книгу редких и исчезающих растений и животных. В 1995 г. специальным законом была введена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности. Данный федеральный закон стал важной превентивной мерой по недопущению строительства экологически опасных объектов. За короткий период был принят основной массив современного природоохранного законодательства, к формированию которого автор этих строк имеет непосредственное отношение.