Дата публикации: 25.04.2024

Роль природно-климатических проектов в правовом обеспечении экологической и климатической безопасности Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли природно-климатических проектов в правовом обеспечении экологической и климатической безопасности Российской Федерации с учетом положений новой Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации, а также Климатической доктрины Российской Федерации. По результатам анализа законодательства в сфере реализации пилотного проекта по созданию на территории Российской Федерации карбоновых полигонов и карбоновых ферм, а также использования природоподобных технологий формулируется вывод о необходимости дальнейшей адаптации климатического законодательства, обеспечивающего выполнение природно-климатических проектов, с экологическим законодательством.




Основным документом государственного стратегического планирования реализации пилотного проекта по созданию на территории Российской Федерации карбоновых полигонов и карбоновых ферм является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, согласно которой создание условий для объективной оценки выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям указаны в качестве приоритетного направления научно-технологического развития Российской Федерации.

Принятие данной Стратегии позволило дать необходимое научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне в области климатической безопасности, в первую очередь положений новой Климатической доктрины Российской Федерации, относящей к приоритетным направлениям научного обеспечения выработки и реализации климатической политики развитие на территории Российской Федерации и обеспечение функционирования систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат, и индикаторы изменения климата, проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изменения климата и повышения уровня информированности о последствиях такого изменения, поиск возможностей адаптации к этому изменению и разработку комплекса мер по смягчению антропогенного воздействия на климат.

Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и климатической системы в настоящее время находится в активной стадии своего формирования и развития. Принятие Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»[4] открыло новые перспективы для проведения уникальных экспериментов, направленных на обеспечение контроля и снижение эмиссии парниковых газов, однако в настоящее время данный закон и формируемое климатическое законодательство в целом еще не в полной мере адаптированы и применимы к действующему экологическому законодательству, особенно это касается законодательства, регулирующего отношения в области сохранения особо ценных и уязвимых экосистем, а также в области использования природных ресурсов.

К пилотным проектам в сфере обеспечения климатической безопасности в первую очередь следует отнести эксперимент по созданию на территории Российской Федерации сети карбоновых полигонов и карбоновых ферм.

Карбоновый полигон согласно Приказу Минобрнауки России «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса» создается для «разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса на специально оборудованных участках местности, используемых для разработки и испытаний технологий дистанционного и наземного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров и проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов». Карбоновые полигоны и карбоновые фермы являются природно-климатическими проектами, так как для получения необходимых научных результатов используются природные участки (территории либо акватории) со строго определенными экологическими характеристиками. Так, в настоящее время на территории Российской Федерации действует 18 карбоновых полигонов, расположенных на территории общей площадью 40 тыс. га, при этом экологические участки проведения эксперимента существенно различаются (выделяются морские, сельскохозяйственные, лесоклиматические, охотохозяйственные, смешанные и иные виды карбоновых полигонов).

Список литературы

1. Агафонов В.Б. Эколого-правовое обеспечение реализации пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов и карбоновых ферм / В.Б. Агафонов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 3 (103). С. 17–27.
2. Гулев С.К. Карбоновые полигоны Российской Федерации / С.К. Гулев, Н.Д. Дурманов, А.П. Шашкин. Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, 2022. 44 с.
3. Жаворонкова Н.Г. Климатические аспекты национальной экологической политики / Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский // Юрист. 2022. № 1. С. 2–8.
4. Жаворонкова Н.Г. Климатическое законодательство Российской Федерации: возможности и потенциал в условиях энергетического перехода / Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 1 (182). С. 29–37.
5. Жаворонкова Н.Г. Роль национального климатического закона в обеспечении «энергетического перехода» / Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 151–162.
6. Зиновьева О.А. Правовое регулирование декарбонизации и охраны атмосферного воздуха в целях решения глобальной экологической проблемы изменения климата / О.А. Зиновьева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 5 (93). С. 95–103.
7. Новикова Е.В. Законодательство об охране атмосферного воздуха в системе нормативных правовых актов об ограничении выбросов парниковых газов / Е.В. Новикова // Экологическое право. 2023. № 4. С. 9–12.

Остальные статьи