Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
Аннотация
Принцип участия граждан в бюджетном процессе, содержание которого нормативно не детализировано, распространяет свое действие на правоотношения, в рамках которых определено, что граждане не являются участниками бюджетного процесса и не обладают бюджетными полномочиями. В контексте необходимости научного обоснования содержания данного принципа бюджетной системы Российской Федерации представлен подход к определению особенностей правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе через участие граждан в управлении делами государства и в местном самоуправлении. В рамках данного подхода проанализирован ряд форм участия граждан в управлении делами государства и в местном самоуправлении с позиции бюджетно-правовых основ их реализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-5-29-33 |
Нормативное определение понятия «бюджет» обусловливает его предназначение для финансового обеспечения задач и функций государства. В связи с этим именно государство правомочно определять круг участников деятельности по составлению, утверждению и исполнению бюджета, а также спектр полномочий участников такой деятельности.
Сложившиеся представления о бюджетных правоотношениях зачастую основываются на подходе, согласно которому решения относительно формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов принимаются непосредственно уполномоченными органами государственной власти. Исходим при этом из того, что основополагающей целью исполнения задач и функций государства является обеспечение развития общества, а также повышение качества благосостояния его жителей.
Дискуссионным является вопрос о путях непосредственного достижения данной цели, приоритетности интересов государства в целом или каждого человека в частности, тогда как вывод о важности развития государства и общества красной нитью проходит через исследования, касающиеся определения целей государства, от учений Аристотеля до современных научных изысканий.
В настоящее время реализация направлений государственной политики Российской Федерации характеризуется рядом различных показателей социально-экономического развития, выполнение которых в совокупности может рассматриваться как достижение национальных целей развития, определенных Президентом Российской Федерации. В то же время различные по своей сути показатели каждой конкретной государственной программы, национального проекта и иных инструментов достижения национальных целей развития объединены общей для всех них характеристикой – финансовым обеспечением.
Объем финансирования, предусмотренный для реализации стратегических инициатив, является одним из ключевых факторов, способствующих их реальному воплощению. В связи с этим предмет финансового права постоянно пополняется новыми исследовательскими вопросами в части научной обоснованности обеспечения таких стратегических инициатив финансированием для последующей реализации обозначенных в соответствующих стратегических документах целей развития государства, что в полной мере соотносится с позицией Н.И. Химичевой о том, что финансовое право как отрасль публичного права призвано обеспечить приведение в действие и целенаправленное функционирование механизма финансов в соответствии с задачами общества и государства.