Правовая характеристика и новые аспекты перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости в рамках налога на имущество организаций. Часть 1
Аннотация
В ряде документов Минфина России встречаются положения о переходе к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости применительно к налогу на имущество организаций. С течением времени Минфин России конкретизировал содержание такого перехода. Автор статьи анализирует содержание данного перехода, а также устанавливает ряд проблем правового регулирования этого налога, связанных с указанным переходом.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-5-19-23 |
Налог на имущество организаций называют важнейшим среди региональных налогов, уплачиваемых организациями. Значительный интерес для исследовательской работы представляют различные вопросы правового регулирования данного налога. При этом требуется заметить, что существенное значение для исследований имеет не только современное состояние правового регулирования данного налога нормами гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Необходимо выделить также дальнейшие перспективы правового регулирования указанного налога. Говоря о подобных перспективах, в числе актуальных вопросов для исследования можно назвать переход к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости.
Прежде всего, следует обратить внимание на налоговую базу данного налога. Далее, учитывая роль Минфина России в формировании законодательных инициатив, в рамках проводимого исследования необходимо обратить преимущественное внимание на документы этого министерства. Сам термин «переход» применительно к налогообложению имущества организаций используется в документах данного министерства достаточно давно, примером является документ, ориентированный на 2014–2016 гг., и содержащиеся в нем положения. В контексте имущественных налогов о продолжении соответствующей работы говорится в Приложении 3 документа Минфина России, ориентированного на 2019–2021 годы. Однако для установления новых аспектов применительно к исследованию, проводимому в настоящей статье, целесообразно отталкиваться главным образом от содержания более поздних документов Минфина России, в частности, соответствующего документа Минфина России[ (далее – документ Минфина России, ориентированный на 2022–2024 годы) и Приложения 3 к указанному документу. Представляет интерес то обстоятельство, что в одном из Писем Минфина России положения о соответствующем переходе раскрываются более подробно. Наряду с этим можно выделить указание на то, что в 2022 г. Минфином России анонсирована идея начисления налога, анализируемого в настоящей статье, по кадастру.
Документ, Минфина России, ориентированный на 2022–2024 годы, в числе прочего, важен в контексте других документов Минфина России, в которых положения относительно вышеуказанного перехода в определенной степени конкретизируются. Так, в Приложении 2 соответствующего документа Минфина России (далее – документ Минфина России, ориентированный на 2023–2025 годы) применительно к имущественным налогам идет речь о переходе к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений). Реализация предложений, содержащихся в этом документе, предусматривает, как сообщает ФНС России в своем Письме, внесение соответствующих изменений в НК РФ. Наряду с этим необходимо также указать на Приложение 4 еще одного документа Минфина России (далее – документ Минфина России, ориентированный на 2024–2026 годы), в котором по отношению к налогу, исследуемому в настоящей статье, содержится указание на проработку соответствующего перехода. Важно, что в контексте исключений из подобного перехода имеется конкретное указание на объекты отдельных видов. При этом можно обратить внимание на утверждение, сформулированное в связи с анонсированной Минфином России в 2022 г. идеей начисления данного налога по кадастру и документом Минфина России, ориентированным на 2024–2026 годы. Из данного утверждения, как представляется, могут следовать допущения о том, что переход, заявленный в документах Минфина России, сопряжен со значительной работой, причем существенную часть подобной работы также предстоит реализовать в дальнейшем.