Дата публикации: 25.04.2024

Реформация банковского сектора в интересах обеспечения защиты социально незащищенных слоев населения

Аннотация

Сегодня в условиях беспрецедентного агрессивного санкционного давления как никогда ранее назрела необходимость изменения существующей парадигмы оказания банковских услуг социально незащищенному населению. С учетом нестабильной военно-политической обстановки следует разрабатывать различные меры поддержки социально незащищенных граждан, для которых наличие существующих льгот недостаточно для удовлетворения основных потребностей. Банковский сектор в подавляющем большинстве случаев преследует частные интересы — получение максимальной выгоды от оказания банковских услуг при минимизации возможных рисков. В этой связи использование социально ориентированного подхода зачастую недостаточно активно используется в банковской сфере. К примеру, многие программы льготного кредитования для малоимущих граждан несут высокую степень риска, поэтому банки мало заинтересованы в выдаче кредитов и предоставлении каких-либо льгот. Именно поэтому государство как основной регулятор экономических процессов должно найти паритет между интересами банков и обеспечением финансового благополучия данных категорий граждан. В условиях кризиса подобная политика имеет определяющее значение для всего общества и развития всех отраслей экономики в государстве. В данной статье предложены некоторые направления возможных реформаций банковского сектора России с целью обеспечения защиты социально незащищенных слоев населения.




Государство сегодня осуществляет немалые инвестиции в сфере социального обеспечения. Особое внимание сегодня уделяется мерам социальной поддержки членов семей участников специальной военной операции, которые направлены на поддержание достойного уровня жизни и на удовлетворение потребностей в продовольственных товарах и услугах. Очевидно, что этого недостаточно, помимо этого, требуется решить проблему безработицы, повысить трудовую инициативу и возможности достижения экономической стабильности для граждан. Реализация подобных целей возможна путем создания единой государственной стратегии, ключевым звеном которой должны стать банки. Именно данный сектор экономики в настоящее время располагает достаточным количеством капитала, который необходим для запуска малых и микробизнес-проектов, которые могут реализовываться гражданами, находящимися в сложной материальной ситуации. Если банки будут идти навстречу, то государство должно в свою очередь предоставлять льготы и преференции тем банкам, которые будут участвовать в программах по кредитованию социально незащищенных слоев населения.

С целью расширения возможностей получения банковских услуг для малоимущих граждан можно использовать следующие подходы.

Создание кредитных программ без процентов для малообеспеченных слоев населения в целом является возможным, но представляет некоторые сложности. Одна из основных проблем — это кредитоспособность заемщика. А.А. Горбанева отмечает, что «в настоящее время кредитоспособность рассматривают с точки зрения заемщика и с точки зрения банка. Со стороны заемщика это можно рассматривать как ответ на вопрос, сможет ли он вовремя и в полном объеме выполнить свои обязательства перед банком. Для банка вопрос кредитоспособности в первую очередь — это ответ на вопрос, в каком объеме можно выдать кредит данному конкретному потенциальному клиенту». Один из основных вызовов состоит в том, что проценты по кредитам обычно рассматриваются как компенсация за риски, связанные с предоставлением кредита. Если проценты не взимаются, то банки могут столкнуться с финансовыми потерями в случаях, когда клиенты не возвращают кредиты. В целом для любого банка, в том числе государственного, подобный подход крайне невыгоден, тем не менее, если заемщик обязуется выпускать дефицитные товары или товары народного потребления (молоко, хлеб, иные товары первой необходимости), то, на наш взгляд, ему следует пойти навстречу.

Стоит отметить, что существуют модели, при которых отсутствие процентов компенсируется другими способами. Например, некоторые банковские организации за рубежом предлагают кредиты без процентов, заменяя их обязательствами единовременно выплатить небольшую комиссию или вносить ежемесячные взносы в зависимости от ежемесячного дохода гражданина. Подобные модели помогают малообеспеченным слоям населения получить доступ к финансированию без необходимости платить высокие проценты.

Список литературы

1. Аликперова Н.В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп / Н.В. Аликперова // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Т. 16. № 2. С. 42–50.
2. Воробьев В.А. Обеспечение экономической безопасности и улучшение внутреннего контроля в сфере онлайн-банкинга / В.А. Воробьев // Социальные и экономические системы. 2019. № 3 (9). С. 134–141.
3. Горбанева А.А. Политика банка в отношении корпоративных клиентов / А.А. Горбанева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10–1 (92). С. 107–111.
4. Грищенко И.В. Социальное обеспечение России: вчера, сегодня, завтра / И.В. Грищенко, Л.А. Варакина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : материалы международных научно-практических конференций (
5. Иванченко И.С. Причины бедности населения России / И.С. Иванченко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2020. Т. 13. № 1 (351). С. 21–36.
6. Михаиловская Ю.С. Перспективные подходы к привлечению клиентов и продвижению продуктов в дистанционных каналах / Ю.С. Михаиловская // Банковское дело. 2019. № 4. С. 70–72.
7. Мусабиров А. К вопросу о повышении финансовой грамотности населения / А. Мусабиров // Форум молодых ученых. 2020. № 2 (42). С. 228–231.
8. Нестеренко Ю.Н. Биометрическая идентификация лиц с инвалидностью: пути расширения возможностей / Ю.Н. Нестеренко // Человек. Общество. Инклюзия. 2021. № 1 (45). С. 62–67.
9. Право и экономика: современные интеграционные процессы / С.Г. Абрамов, В.Е. Афонина, Е.В. Афонина [и др.]. Москва : КноРус, 2018. 468 с.
10. Ручкина Г.Ф. Гринбанкинг в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства / Г.Ф. Ручкина, А.В. Барков // Банковское право. 2018. № 5. С. 7–14.
11. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина, М.В. Мельничук, Б.Е. Одинцов [и др.]. Москва : Русайнс, 2017. 190 с.
12. Чичуленков Д.А. Банковское кредитование социального предпринимательства в России: состояние и перспективы / Д.А. Чичуленков // Финансовые рынки и банки. 2020. № 1. С. 82–88.
13. Шерстобитова С.В. Повышение уровня финансовой грамотности человека с позиции обучения инвестициям / С.В. Шерстобитова // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 202–207.
14. Ruchkina G. Small and medium enterprises in the context of regional development and innovations / G. Ruchkina, M. Melnichuk, S. Frumina, G. Mentel // Journal of International Studies. 2017. Vol. 10. Iss. 4. P. 259–271. DOI: 10.14254/2071-8330.2017/10-4/20

Остальные статьи