Формы юридической помощи: исторический аспект
Аннотация
В доктрине уголовного процесса нередко допускается смешение понятий «защита» и «представительство». Подобная их трактовка едва ли целесообразна, поскольку каждое из них охватывает самостоятельную форму оказания юридической помощи. Третья же форма юридической помощи (адвокат иного лица: адвокат свидетеля или лица, в помещении которого проводится обыск) и вовсе редко удостаивается даже упоминания. Вместе с тем различие между этими формами имеет и историческую подоплеку, в чем можно удостовериться, погрузившись, соответственно, в историю их возникновения и развития. Настоящая статья как раз и предлагает экскурс в историю данного вопроса. Авторы приходят к выводу о том, что каждая из форм оказания юридической помощи самостоятельна, обладает индивидуальными признаками, а объединение их в одном понятии «защита» или «представительство» не имеет под собой веских оснований.
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2024 |
Страницы | 41-46 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2024-2-41-46 |
Адвокат оказывает квалифицированную юридическую помощь, тем самым осуществляя деятельность, имеющую публично-правовой характер. Помощь сводится к содействию гражданину в решении его правовой проблемы.
Сегодня в юридической литературе существует различное понимание того, что собой представляет юридическая помощь адвоката в уголовном процессе. Данный вопрос рассматривается в том числе через призму разграничения процессуальных статусов адвоката-защитника, представителя и адвоката иного лица.
По мнению М.С. Строговича, «вывод о том, что защитник не является представителем обвиняемого, сделать нельзя, ибо защита в уголовном судопроизводстве — это вид более широкого понятия процессуального представительства». М.В. Игнатьева полагает, что представитель потерпевшего фактически является его защитником, и поэтому «в уголовном судопроизводстве правильнее было бы говорить не о представителе потерпевшего, а о защитнике потерпевшего, термин же “представитель” оставить для гражданского судопроизводства». И.А. Насонова утверждает, что защита в уголовном судопроизводстве — это отстаивание прав, свобод и законных интересов лиц, вовлекаемых в орбиту уголовно-процессуальной деятельности.
Следует констатировать, что в литературе допускается смешение понятий «защита» и «представительство». Думается, в уголовном процессе подобный подход нецелесообразен, так как вызывает путаницу между двумя принципиально разными способами оказания юридической помощи. Еще реже можно встретить упоминание и о третьей форме оказания юридической помощи — об адвокате иного лица (адвокат свидетеля или лица, в помещении которого проводится обыск). В связи с этим логичным будет обратиться к истории возникновения и развития форм оказания юридической помощи, чтобы убедиться в том, что каждая из них самостоятельна, обладает индивидуальными признаками, а объединение их в одном понятии «защита» или «представительство» не имеет под собой веских оснований.
Право в современном его понимании зародилось в античном мире, в частности, в Греции и Риме в V–VI вв. до нашей эры. В те времена гражданский и уголовный процесс принципиально не отличались, наказание в виде денежной компенсации могло быть уплачено как за преступление (в нашем понимании), так и за гражданско-правовой деликт.