Дата публикации: 25.04.2024

К вопросу особенностей реализации государственной антикоррупционной политики в странах Центральной Азии

Аннотация

Данная статья раскрывает особенности современной государственной антикоррупционной политики в отдельной группе стран постсоветского пространства. В проведенном исследовании представлен анализ специфики основных подходов к противодействию коррупции государств Центральной Азии и реализации сложившейся антикоррупционной модели с точки зрения международных и региональных рекомендаций в этой области. Особое внимание в работе обращается на общность факторов культурного толка, государственно-политическое устройство рассматриваемых стран и востребованность отдельных антикоррупционных механизмов для российской модели противодействия коррупции.




Коррупционные проявления в странах Центральной Азии на сегодняшний день имеют свои уникальные особенности, что, в свою очередь, как и в случае с «традиционными» антикоррупционными моделями, позволяет говорить об общности сложившейся модели государственной антикоррупционной политики в этой группе стран и схожих подходах в формировании национальных стратегий противодействия этим деструктивным явлениям. В общем понимании понятие «коррупция» в этой модели определяется как связи, не характерные для обычного использования должностных полномочий, поскольку они ведут к приобретению необоснованных вознаграждений и, как следствие, детерминируют коррупционную преступность. В определенной мере коррупция рассматривается как отдельное от коррупционных преступлений явление, выступающее одновременно причиной их совершения и одним из коррупционных составов, что прямо признается уголовным правом ряда стран Центральной Азии. Вместе с тем наиболее существенной особенностью в рамках ответственности за коррупцию в Центрально-Азиатской антикоррупционной модели является специфика самого понимания данного социального явления, поскольку оно связано не столько с полномочиями, сколько с непосредственным влиянием конкретного лица, при этом может проявляться в создании устойчивых связей, когда выгоды, обусловленные коррупционным поведением, приобретает указанное лицо.

В качестве типичного примера в этом контексте выступает сфера предупреждения конфликта интересов. Так, поскольку в большинстве рассматриваемых стран государственный служащий обязан уведомить о конфликте интересов непосредственного руководителя, примечателен порядок действий должностного лица в случае склонения его к коррупционным действиям либо возникновения других противоречий, связанных с личной заинтересованностью: при получении согласия непосредственного руководителя служащий освобождается от ответственности, и если действия были необоснованными, ответственность несет руководитель. Эти правила не действуют только в Республике Таджикистан.

Стоит отметить, что подобный установленный порядок может приводить к противоречиям между интересами руководителя и служащего, а возможности передачи конфликта интересов на рассмотрение специализированного подразделения в большинстве стран, за исключением Республики Казахстан, не предусмотрено. Отсутствуют также отдельные механизмы предупреждения конфликта интересов, например, перераспределение обязанностей служащего, временный перевод на другую должность, иные подобные решения. Как следствие, выбор конкретных способов разрешения возникающих противоречий определяется исключительно решением руководителя, критерии эффективности или обоснованности которого отсутствуют. Альтернативные решения предусмотрены положениями ч. 4 ст. 16 Закона Туркменистана «О противодействии коррупции» — это возможность отвода.

Вместе с этим, например, в Республике Таджикистан предусмотрен ряд мер ответственности за коррупционные действия, включающих дисциплинарную и административную ответственность, причем в отношении государственных служащих возможен каждый из видов ответственности за различные составы правонарушений. Использование личного влияния в интересах родственников или умышленное несоблюдение ограничений по совместной службе, согласно ст. 24 Закона Республики Таджикистан «О противодействии коррупции», признается дисциплинарным проступком. В то же время, согласно ст. 25 данного Закона, административные правонарушения могут включать принятие подарков или вознаграждений, необоснованное использование преимуществ и другие подобные действия. В этих случаях дисциплинарная ответственность не предусмотрена. Специальных правил рассмотрения дел о коррупционных правонарушениях в Республике Таджикистан не установлено, решение принимается непосредственно руководителем служащего, причем ответственность за любое коррупционное деяние может включать как увольнение, так и выговор.

Список литературы

1. Башанкаев С.Д. Антикоррупционная политика в странах СНГ / С.Д. Башанкаев // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. Т. 8. № 1. С. 154–160.
2. Заброда Д.Г. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в законодательстве некоторых государств-членов СНГ / Д.Г. Заброда // Сборник выступлений по итогам проведения Первого Севастопольского юридического форума. Сер. «Научный фонд» /
3. Захаров А.В. Развитие коррупции в 1990-е годы XX века на постсоветском пространстве / А.В. Захаров // История государства и права. 2007. № 5. С. 2–3.
4. Карпович О.Г. Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в государствах СНГ. Теоретические и практические аспекты : научно-практическое пособие / О.Г. Карпович. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 175 с.
5. Малеванова Ю.В. Практика организации государственной службы зарубежных государств в аспекте противодействия коррупции / Ю.В. Малеванова // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 204–207.
6. Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция в системе экономических институтов постсоветской России / Ю.Г. Наумов // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 39–41.
7. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы : монография. В 2 томах. Т. 1 / под общей редакцией Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. Москва : Проспект, 2019. 528 с.
8. Шорохов В.Е. Политический коррупционный лоббизм / В.Е. Шорохов // Развитие территорий. 2017. № 4 (10). С. 46–49.
9. Шорохов В.Е. Понятие и основные модели современной государственной антикоррупционной политики / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2020. № 6. С. 2–4.
10. Шорохов В.Е. Современная модель государственной антикоррупционной политики в России / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2020. № 9. С. 2–4.
11. Шорохов В.Е. Уголовно-правовые аспекты коррупционных преступлений / В.Е. Шорохов // Избранные вопросы современной науки : монография. Часть XXIII / научный редактор С.П. Акутина. Москва : Перо, 2016. С. 21–49.
12. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительно-правовое исследование / А.С. Автономов, Н.А. Голованова, В.В. Гриб, О.И. Семыкина ; ответственный редактор А.С. Автономов. Москва : Юрист, 2017. 130 с.
13. Ястребов В.Б. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в законодательство государств, возникших на постсоветском пространстве / В.Б. Ястребов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3 (58). С.
14. Shorokhov V.E. Anti-corruption policy in the Russian Federation / V.E. Shorokhov // European Journal of Natural History. 2017. Iss. 3. P. 22–23.

Остальные статьи