Положительный опыт органов исполнительной власти Республики Корея по противодействию коррупции
Аннотация
Поскольку вследствие коррупционной преступности происходит подрыв доверия к политике государства, автором исследован богатый опыт органов исполнительной власти Республики Корея, отвечающих за борьбу с коррупционными проявлениями. В начале третьего тысячелетия эта страна смогла продемонстрировать всему мировому сообществу, как в достаточно короткий срок ее органам исполнительной власти удалось реализовать ряд эффективных государственных программных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией. Публикация подготовлена на основе содержательного анализа научных работ и иных источников, отражающих особенности опыта органов исполнительной власти Республики Корея противодействию коррупции. В процессе исследования автором убедительно доказано, что в Республике Корея функционируют различные органы исполнительной власти, в функционал которых входит обязательное участие в работе по противодействию коррупции. Кроме того, в этой стране среди основных направлений стратегии антикоррупционных мер особая роль отводится мобилизации усилий по борьбе с коррупцией, осуществляемой правительственными органами и госучреждениями. В заключение автором делается вывод о том, что сегодня Республика Корея преуспевает по многим аспектам борьбы с коррупцией, в том числе благодаря эффективной работе органов исполнительной власти, оказывающих противодействие коррупции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 05/2024 |
Страницы | 44-47 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-5-44-47 |
Для многих государств мира важной проблемой, требующей своего разрешения, продолжает оставаться коррупция, сумевшая проникнуть практически во все сферы жизнедеятельности общества. Вместе с тем основные детерминанты, обуславливающие возникновение и распространение коррупционных проявлений в современных государствах, чрезвычайно различны, по этой причине невозможно разработать какие-то единые для всех стран мер противодействия данному явлению. Одновременно с этим в отдельных странах были созданы гораздо более совершенные, чем в остальных государствах, механизмы, позволившие им оказывать более результативное воздействие на коррупционные проявления, тем самым снижая их масштабы и одновременно при этом добиваясь серьезного уменьшения коррумпированности государственных служащих и эффективной работы госаппарата.
Сегодня для большинства государств мира наиболее востребованным является положительный опыт тех стран, которым в процессе структурных преобразований удалось достигнуть наилучших результатов в борьбе с коррупцией, создав предпосылки для более эффективного развития их государственности. К числу таких стран многие исследователи относят Республику Корея, передовой опыт которой по борьбе с коррупцией заслуживает всестороннего изучения. Важно отметить, что ведущие отечественные ученые уже провели ряд научных исследований в сфере антикоррупционной политики Республики Корея, детально останавливаясь на вопросах борьбы с данным явлением в этой стране. Высоко оценивая проведенную российскими учеными работу и почерпнув немало полезного из материалов проведенных ими исследований, автор счел необходимым специально остановиться на анализе имеющихся в Республике Корея органов исполнительной власти, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями.
Экономические и политические потрясения, проходившие в Республике Корея в конце прошлого века и начале нового столетия, свидетельствовали о незавершенном характере институциональных трансформаций, произошедших в процессе перехода от авторитарного пути к демократическому. Поэтому в процессе перехода к этапу всеобщей демократизации общества властям в первую очередь необходимо было разобраться с проблемой борьбы с коррупцией. И чтобы как можно эффективнее решить этот вопрос, в стране создали единую службу — «специальную Комиссию по борьбе с коррупцией и гражданским правам — Anti-Corruption and Civil Rights Commission (далее — ACRC)», которая рассматривает жалобы, а также административные обращения о фактах взяточничества и мздоимства. Сотрудники ACRC заняты сбором и анализом информационных данных, которые необходимы для эффективного противодействия коррупционным проявлениям. К ним могут напрямую обращаться с аналогичной информацией рядовые граждане, имеющие информацию о фактах коррупции. Сотрудниками ACRC также проводится работа по распространению различных материалов, издаваемых главой государства, в целях противодействия коррупционных проявлений.
Кроме ACRC в Республике Корея функционируют и другие государственные органы, в ответственность которых входит обязательное участие в работе по противодействию коррупционным проявлениям. В том числе «секретариат президента страны; канцелярия премьер-министра; ревизионная комиссия; прокуратура; полиция; генеральный инспектор всех министерств и министр государственного управления и безопасности». Этим также занят Комитет по аудиту и инспекции, среди обязанностей которого — работа по проведению расследования любых заявлений, которые касаются коррупционных проявлений. Однако при этом особая роль в рассматриваемой работе отводится полиции, но и, конечно же, прокуратуре, которая не только расследует коррупционные факты, но и отвечает за контроль исполнения уголовных приговоров по ним. В полиции и прокуратуре есть специальные следственные отделы, которые проводят уголовные расследования по фактам коррупции.