Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора
Аннотация
Статья посвящена оценке современного состояния экологической безопасности России и возможностей государственного контроля и надзора по противодействию наиболее острым и систематически проявляющимся угрозам. Раскрываются преимущества осуществления полномочий правоохранительных органов в этой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 05/2024 |
Страницы | 39-43 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-5-39-43 |
Раскрывая стратегические национальные приоритеты современной России, Стратегия национальной безопасности называет национальными интересами нашего государства охрану окружающей среды, рациональное природопользование и сохранение природных ресурсов, адаптацию к изменениям климата, а экологическая безопасность и рациональное природопользование обозначены в числе стратегических национальных приоритетов, на которые стоит направить усилия и ресурсы органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества для обеспечения и защиты национальных интересов. Данная проблема чрезвычайно актуальна в наблюдаемом сегодня, как выражено в п. 78 Стратегии национальной безопасности, «хищническом использовании природных ресурсов».
Согласно Стратегии экологической безопасности, последняя выступает составной частью безопасности национальной. Ее состояние оценено как неблагополучное, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций, в том числе аварий на опасных производственных объектах. Острой проблемой являются систематические разливы нефти и аварии на нефтепроводах, что влечет длительные отрицательные последствия для окружающей среды в местностях добычи, транспортировки, перевалки и хранения нефти и нефтепродуктов. Износ конструкций опасных производственных объектов оценен в превышающий 60%.
Органы публичной власти участвуют в реализации Стратегии экологической безопасности в пределах своей компетенции. Их полномочия определены, в частности, совместными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, ведомственными правовыми актами, а также планируемыми к принятию их проектами. Тем не менее объективная оценка состояния окружающей среды не позволяет сделать вывод о нейтрализации обозначенных в Стратегии экологической безопасности угроз и вызовов. Более того, за последние годы угрозы лишь обостряются, а негативное воздействие на окружающую среду усугубляется, что характеризуется особенно плачевными последствиями в сфере добычи и переработки углеводородов.
Проблемы защиты окружающей среды от вредного антропогенного воздействия, приводящего к массовой гибели животных, отравлению почв, вод и воздуха, особенно участившиеся в начале 2020-х годов, настолько масштабны и резонансны, что требуют принятия мер непосредственного реагирования и скорейшего пресечения. Систематический характер выбросов, аварий и экологических катастроф показывает слабость государственного экологического контроля и надзора. В 2020 г. в России произошло несколько экологических катастроф, загрязнений воздуха, почв и вод хозяйствующими субъектами, в частности, с негативными последствиями планетарного масштаба. В их числе взрывы на нефтеперерабатывающем предприятии в г. Ухта Республики Коми, выбросы топлива в Красноярском крае: разгерметизация топливного бака на ТЭЦ в Норильске, повлекшая выброс 21 163 т топлива, пожар площадью 600 кв. м, проникновение нефтепродуктов в почву, отравление озер, ручьев, рек, Карского моря, утечка 95 т дизельного топлива в с. Рыбное Мотыгинского района (нефтепродукты образовали пятно площадью 8000 кв. м, часть топлива разлилась в р. Ангара), разлив нефтепродуктов в п. Хатанга на одноименной реке, в результате нанесен вред почве в Таймырском Долгано-Ненецком районе, разлив 500 л дизельного топлива в р. Ангара в Кежемском районе, в Приморском крае: взрыв и последующий разлив 2500 т нефтепродуктов в г. Находка, загрязнение нефтепродуктами акватории порта Находка площадью более 37 700 кв. м, выброс нефтепродуктов в водоемы Артемовского городского округа и мор рыбы на реках Артемовка и Кневичанка, слив мазута в реку в Фокино. Произошли разлив нефти у п. Харьягинский в Ненецком автономном округе, выбросы токсичных веществ в водохранилище Аршань-Зельмень в Калмыкии, взрыв на нефтяном танкере в Азовском море и др. Остался невыясненным источник заражения ядовитыми веществами акватории Авачинского залива на Камчатке, что повлекло массовую гибель обитателей Тихого океана, были найдены токсичные вещества от распада ракетного топлива.