Дата публикации: 25.04.2024

Развитие федеративных отношений с позиции теории соотношения субъектов конституционного права

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению трансформации современных федеративных отношений через призму разработанной автором теории соотношения субъектов конституционного права. Делается вывод о том, что подлинный федерализм в России в последние годы ощутимо усиливается, в связи с чем предлагается трансформировать систему правотворчества на региональном уровне, предварительно проведя своего рода инвентаризацию нормативного правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации.




Конструирование федеративных отношений проходило большое количество этапов участия субъектов Российской Федерации в формировании государственной политики. Так, изначально центром концентрации и консолидации интересов регионов задумывался Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации). Выражалось это в представительстве руководителей законодательного и исполнительного органа соответствующей территории. В результате, несмотря на организационную сложность такого процесса, обеспечивался конструктивный диалог федеративных единиц с центром, реализовывалось реальное соотношение указанных акторов.

После того, как главы регионов перестали входить в состав Совета Федерации, сохранилась потребность прямого диалога с ними, на основании чего был создан Государственный Совет, получивший конституционный статус в 2020 г., но сохранивший свое изначальное предназначение — предварительное обсуждение самых значимых управленческих решений федерального масштаба. Отсюда можно сделать вывод о том, что высшим должностным лицам государства необходимо постоянно поддерживать связь с регионами. Описанные же обстоятельства свидетельствуют о заинтересованности в этом именно федерального центра.

Хотя, рассматривая американский федерализм, В. Остром отмечал, что интересы Аляски практически никогда не учитываются в процессе принятия управленческих решений, так как лица, участвующие в этом, оторваны от территорий и слабо представляют себе проблемы соответствующей специфической местности, в связи с чем жителям остается надеяться только на самоуправление.

Вообще довольно сложное федеративное устройство, связанное с наличием нескольких видов субъектов Российской Федерации, отличающихся по правовому статусу только в трех случаях из шести, является советским наследием. Необходимо было эффективно управлять достаточно большой по площади территорией, для чего использовались различные инструменты, включая придание различных статусов и наименований, отражавших местную, этническую или организационную специфику для удовлетворения интересов населения каждой территории. Их формирование в первые годы становления советской власти было еще более сложным, несистемным процессом. Сложившееся в настоящее время положение дел — результат трансформации соотношения не только публично-правовых образований, но и представителей политических и местных элит, реформирования федеральной системы публичного управления, трансформации административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления и т.д.

В юридической и других социальных науках неоднократно высказывалось предложение об укрупнении субъектов Российской Федерации путем их объединения и четкой правовой фиксации правового статуса в отдельном федеральном законе. Однако данная позиция является довольно уязвимой в связи с тем, что такой подход может деструктивным образом повлиять на федеративные отношения, разрушить существующие обыкновения и вместо гармонизации общественных отношений привести к их обострению.

Список литературы

1. Астафичев П.А. Конституционное право России : учебник / П.А. Астафичев. Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2023. 441 с.
2. Верхолетова В.К. Интегрированная система сбалансированных показателей в стратегическом развитии региона / В.К. Верхолетова, А.В. Шохнех, Б.А. Букач, Е.Ю. Черкашина // Экономика и предпринимательство. 2023. № 3 (152). С. 460–463. DOI: 10.34925/EIP.2023.152
3. Годованик Е.В. Правовые основы развития физкультуры и спорта в городе Севастополе / Е.В. Годованик // Спорт: экономика, право, управление. 2023. № 1. С. 10–13. DOI: 10.18572/2070-2175-2023-1-10-13.
4. Гранберг А.Г. Возможны ли распад или сжатие России? / А.Г. Гранберг // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 2. С. 9–18.
5. Ермошин Г. Конституционный принцип федерализма и проблемы его реализации при создании единого правового пространства России / Г. Ермошин // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 2. С. 30–37.
6. Зенин С.С. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов публичной власти в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / С.С. Зенин // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 7 (176). С. 73–84. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.176.7
7. Коваль В.Н. Особенности правового регулирования мер поддержки и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в части, касающейся Республики Крым / В.Н. Коваль, А.Н. Морозова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.
8. Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления / И.А. Кравец. Санкт-Петербург : Юридический Центр Пресс, 2004. 675 с.
9. Лебедев В.А. Суверенная демократия как конституционная идея современной России / В.А. Лебедев, В.В. Киреев. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2007. 255 с.
10. Милль Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. В 2 выпусках. Вып. 1 / Дж.Ст. Милль. Санкт-Петербург : В типографии Юлия Андреевича Бокрама, 1863. 360 с.
11. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / В. Остром ; перевод с английского, предисловие А. Оболонского. Москва : Арена, 1993. 320 с.
12. Таболин В.В. Научное обоснование развития сибирских территорий России: юридико-урбанологический подход / В.В. Таболин // Градостроительное право. 2021. № 4. С. 40–43. DOI: 10.18572/2500-0292-2021-4-40-43.
13. Чистяков О.И. Избранные труды / О.И. Чистяков ; под редакцией Л.Н. Чистяковой. Москва : Норма, 2008. 415 с.
14. Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / Б.С. Эбзеев. Москва : Экономика, 2005. 375 с.
15. Simionova N.E. Assessment of the project management system in the context of the implementation of large-scale projects: approaches and indicators / N.E. Simionova, R.Yu. Simionov, N.G. Sinyak // Real Estate: Economics, Management. 2021. № 3. С. 30–34.
16. Taran N.N. Legal significance of interbudgetary transfers and in the financial support of the subjects of the Russian Federation / N.N. Taran // Эпомен: юридические науки. 2023. № 3. С. 51–57.

Остальные статьи