Развитие федеративных отношений с позиции теории соотношения субъектов конституционного права
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению трансформации современных федеративных отношений через призму разработанной автором теории соотношения субъектов конституционного права. Делается вывод о том, что подлинный федерализм в России в последние годы ощутимо усиливается, в связи с чем предлагается трансформировать систему правотворчества на региональном уровне, предварительно проведя своего рода инвентаризацию нормативного правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 05/2024 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-5-6-10 |
Конструирование федеративных отношений проходило большое количество этапов участия субъектов Российской Федерации в формировании государственной политики. Так, изначально центром концентрации и консолидации интересов регионов задумывался Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации). Выражалось это в представительстве руководителей законодательного и исполнительного органа соответствующей территории. В результате, несмотря на организационную сложность такого процесса, обеспечивался конструктивный диалог федеративных единиц с центром, реализовывалось реальное соотношение указанных акторов.
После того, как главы регионов перестали входить в состав Совета Федерации, сохранилась потребность прямого диалога с ними, на основании чего был создан Государственный Совет, получивший конституционный статус в 2020 г., но сохранивший свое изначальное предназначение — предварительное обсуждение самых значимых управленческих решений федерального масштаба. Отсюда можно сделать вывод о том, что высшим должностным лицам государства необходимо постоянно поддерживать связь с регионами. Описанные же обстоятельства свидетельствуют о заинтересованности в этом именно федерального центра.
Хотя, рассматривая американский федерализм, В. Остром отмечал, что интересы Аляски практически никогда не учитываются в процессе принятия управленческих решений, так как лица, участвующие в этом, оторваны от территорий и слабо представляют себе проблемы соответствующей специфической местности, в связи с чем жителям остается надеяться только на самоуправление.
Вообще довольно сложное федеративное устройство, связанное с наличием нескольких видов субъектов Российской Федерации, отличающихся по правовому статусу только в трех случаях из шести, является советским наследием. Необходимо было эффективно управлять достаточно большой по площади территорией, для чего использовались различные инструменты, включая придание различных статусов и наименований, отражавших местную, этническую или организационную специфику для удовлетворения интересов населения каждой территории. Их формирование в первые годы становления советской власти было еще более сложным, несистемным процессом. Сложившееся в настоящее время положение дел — результат трансформации соотношения не только публично-правовых образований, но и представителей политических и местных элит, реформирования федеральной системы публичного управления, трансформации административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления и т.д.
В юридической и других социальных науках неоднократно высказывалось предложение об укрупнении субъектов Российской Федерации путем их объединения и четкой правовой фиксации правового статуса в отдельном федеральном законе. Однако данная позиция является довольно уязвимой в связи с тем, что такой подход может деструктивным образом повлиять на федеративные отношения, разрушить существующие обыкновения и вместо гармонизации общественных отношений привести к их обострению.