Правовое регулирование распределения дел в судах: реализация на примере новых регионов Российской Федерации
Аннотация
Предмет исследования настоящей статьи образуют теоретико-правовые аспекты анализа и учета организации электронно-автоматизированной системы распределения судебных дел в новых полноправных субъектах Российской Федерации: Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях в условиях расширения территориальных границ Российской Федерации согласно указам Президента Российской Федерации от 5 октября 2022 г. в части трансформации базисных основ судопроизводства новых регионов Российской Федерации в российское правовое пространство с учетом его цифрового векторального развития, обеспечивающего эффективность работы судов всех уровней и инстанций. Автор раскрывает особенности модификации судебной системы новых регионов Российской Федерации в условиях внедрения электронно-автоматизированной системы распределения дел между судьями и реформирования ее основополагающих процессуально-правовых институтов. Исследуя наиболее актуальные проблемы законодательной детализации электронно-автоматизированной системы распределения судебных дел от первичного поступления дела до возможного последующего его перераспределения между отдельными судьями, автор предлагает дополнения и изменения в действующее законодательство в соответствующей части, позволяющие выстроить четкую и востребованную правоприменителем систему автоматизированного распределения судебных дел, учитывая в том числе и особенности как правовых основ новых территориальных единиц, так и работы их государственно-властных структур. Особо обращает внимание на проблемы служебной нагрузки судей в исследуемом механизме с учетом юридической сложности различных категории дел; случаи невозможности применения (использования) таковой электронно-автоматизированной системы и необходимого оборудования — обеспечение (наполнение) судов в части ресурсно-информационной — для распределения судебных дел; составляющие в своей совокупности новизну научных изысканий. Подчеркивается важность принятия отдельных концептуальных нормативных правовых документов — федерального закона «О судебной нагрузке», федерального закона «Об автоматизированной процедуре и применении правил иного порядка распределения дел в судах», используя при этом методы системного анализа, толкования норм права, логики, формально-юридический.
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 05/2024 |
Страницы | 46-50 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-5-46-50 |
Президент Российской Федерации В.В. Путин еще 5 октября 2022 г. подписал ряд федеральных конституционных законов, предусматривающих принятие в состав и образование в Российской Федерации четырех новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Правовая система названных новых территориальных единиц и работа государственно-властных структур будет формироваться по образу и подобию российской, установлен переходный период таковой интеграции в три года, т.е. до 1 января 2026 г. Не является исключением в данном контексте и судебная система, а также ее организационно-правовые правила и нормы.
Так, судебная система вновь образованных регионов переходного периода по установлению Конституционного Суда РФ будет трансформирована подобно российской, а судопроизводство в них будет регламентироваться и осуществляться в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, означает применение положений АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ и др., а также обмен опытом в организации и функционировании судов всех инстанций и уровней.
На сегодняшний день уже осуществляют свою непосредственную деятельность Верховный суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, 17 районных судов Донецкой Народной Республики, Верховный суд Луганской Народной Республики, Арбитражный суд Луганской Народной Республики, 24 районных суда Луганской Народной Республики, федеральные суды Запорожской и Херсонской областей. Изменена территориальная подсудность дел ряда районных и городских судов новых субъектов Российской Федерации по установлению Верховного Суда Российской Федерации.
Организационные и правовые «азы» судебного производства Российской Федерации должны быть интегрированы в судебную систему Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в целом, что в полной мере относится и к электронно-автоматизированной системе распределения судебных дел, являющейся в процессуально-правовом законодательстве Российской Федерации единственным основным способом формирования состава суда при первичном поступлении дела, последующем его распределении между судьями, а также распределении дел, подлежащих выделению в производство отдельное.
Однако до сих пор названные территории отягощают военные действия и многочисленные террористические атаки, выдвигающее на приоритетное финансирование и развитие жизненно необходимые социально ориентированные общественно важные институты и ценности, с учетом обстановки которых продолжает свое дальнейшее развитие и формирование в том числе система судебная, а также сама возможность внедрения в действующую судебную систему Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей электронно-автоматизированной системы перераспределения судебных дел, т.е. в так называемой обстановке чрезвычайной ситуации.