К вопросу об арбитрабельности наследственных споров
Аннотация
В статье рассматривается проблема арбитрабельности (подведомственности третейским судам) наследственных споров. Автор отмечает, что наряду с критерием объективной арбитрабельности следует учитывать дополнительный критерий, основанием которого должен выступать публичный интерес. На основе анализа наследственных отношений сквозь призму публичного интереса делается вывод о неарбитрабельности наследственных споров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 05/2024 |
Страницы | 38-42 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-5-38-42 |
Наследственные споры составляют немалый объем в массе рассматриваемых дел. Связано это в первую очередь c тем, что наследственные отношения являются всеобъемлющими, поскольку практически каждое физическое лицо в определенный момент времени соприкасается с ними.
Постановка вопроса об арбитрабельности данной группы споров обуславливается, наряду с ее распространенностью, социоэкономическими основаниями. Глобализация и расширение трансграничных экономических, социальных и культурных связей порождают сложности, связанные с трансграничным наследованием, при котором возрастает актуальность единого форума для рассмотрения споров о распределении наследственной массы с участием компетентного правоприменителя, в качестве которого может выступать третейский суд.
Под наследственным правоотношением, из которого возникает, соответственно, наследственный спор, следует понимать общественное отношение, возникающее между участниками гражданского оборота в связи со смертью лица по поводу принадлежавших ему имущественных прав и обязанностей, урегулированное нормами наследственного права.
При установлении арбитрабельности, выступающей родовидовой категорией по отношению к понятию «подведомственность», оценке подвергается, как правило, объективный и субъективный критерий. Подход к выделению данных критериев сложился как в отечественной, так и зарубежной доктрине
Под объективной арбитрабельностью следует понимать возможность передачи на рассмотрение третейского суда частноправового спора, как вытекающего из договора, так и возникшего из внедоговорных отношений по поводу имущественных прав, а также личных (неимущественных) прав, тесно связанных с имущественными.