Экономические санкции как новое основание неисполнимости арбитражного соглашения
Аннотация
Верховный Суд Российской Федерации впервые раскрыл понятие неисполнимости арбитражного соглашения в п. 30 Постановления Пленума от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража», при этом полный перечень оснований неисполнимости арбитражного соглашения до настоящего времени не раскрыт ни в доктрине, ни в судебной практике. Учитывая стремительно меняющиеся политические и экономические обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на третейское разбирательство, автор в статье рассматривает экономические санкции как новое основание неисполнимости арбитражного соглашения, судебную практику по данному вопросу, а также предлагает определение неисполнимости арбитражного соглашения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 05/2024 |
Страницы | 36-38 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-5-36-38 |
В современном нестабильном мире вопросы, касающиеся исполнимости арбитражного соглашения, особенно важны, так как это влияет на уверенность партнеров при заключении арбитражного соглашения в возможности исполнения их воли при дальнейших спорах в частности и на благоприятный инвестиционный климат в стране в целом.
Однако на сегодняшний день в российской доктрине отсутствуют комплексные исследования о неисполнимости арбитражного соглашения. Кроме того, следует подчеркнуть, что перечень оснований неисполнимости арбитражного соглашения подвержен постоянным изменениям, дополнениям и расширениям исходя из меняющихся внутренних и внешних обстоятельств.
Особенно актуальными в настоящее время в Российской Федерации являются вопросы, связанные с международными экономическими санкциями.
Санкции могут существенно повлиять на то, может ли спор быть разрешен в арбитраже, и, соответственно, на то, может ли арбитражное соглашение быть признано неисполнимым. Речь идет о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, введенными в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 171-ФЗ.
За три года в стране в части применения судами новых конструкций сформировалась незначительная судебная практика, которая анализируется и обобщается в профессиональном сообществе.