Юридическая конструкция единого консолидированного требования: теоретическая и практическая актуальность
Аннотация
Статья посвящена исследованию квалифицирующих признаков и способов организации уникальной юридической конструкции единого консолидированного требования, а также ее роли в развитии доктрины субординации требований кредиторов. На основе анализа свойства комплементарности теоретической, нормативной и правоприменительной конструкций сделан вывод о многофункциональности конструкции единого консолидированного требования как в деле о банкротстве, так и в период досудебной санации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 05/2024 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-5-3-7 |
Исследование проблемы формирования юридической конструкции единого консолидированного требования в частном праве необоснованно оставлено без внимания. Вместе с тем тесная связь данного правового феномена с доктриной субординации требований кредиторов, детерминирующая функциональную возможность реализовать в деле о банкротстве договоренности между должником и кредиторами, а также лицами, предоставившими обеспечение во исполнение обязательств, либо между кредиторами одного и того же должника, достигнутые до открытия производства по делу о банкротстве, свидетельствует о важной роли исследуемого правового явления в развитии цивилистической науки. Кроме того, в правоприменительной практике при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве зачастую возникают ситуации, когда для наиболее эффективной защиты прав и законных интересов должника и кредиторов целесообразно объединение нескольких требований кредиторов как единое требование.
Российская доктрина субординации требований кредиторов, непосредственно развивающая теоретические представления о целях, принципах и порядке ранжирования требований кредиторов на случай отсутствия возможности у должника удовлетворения их в полном объеме, в качестве общего правила устанавливает, что требование каждого кредитора имеет самостоятельное значение, судьбу которого решает арбитражный суд при рассмотрении обособленного спора в рамках дела о банкротстве. В результате чего требование кредитора в деле о банкротстве формализуется в установленной позиции и определенном размере в реестре требований кредиторов. В то же время «в деле о банкротстве возможно предъявление и установление не только отдельных, но и консолидированных требований кредиторов».
Для раскрытия сущности единого консолидированного требования представляется возможным обратиться к тому слою правовой материи, который составляют юридические конструкции. При этом необходимо учитывать, что формирование и обоснование теоретической юридической конструкции немыслимо вне ее взаимосвязи с нормативными и правоприменительными конкретизированными конструкциями, закрепленными законодательством и выработанными в ходе правоприменительной практики с учетом постоянно изменяющейся правовой действительности. Теоретическая юридическая конструкция, представляя собой идеальную модель правового явления, соотносится с нормативными и правореализационными конструкциями как общее и конкретное. Важность в данной связи приобретает свойство «комплементарности (взаимодополняемости) теоретических и нормативных конструкций».
Опираясь на положения доктрины субординации требований кредиторов, теоретическая конструкция единого консолидированного требования представляет собой абстрактно-теоретическую модель установленного в деле о банкротстве единого требования, в структуру которого системно интегрированы отдельные требования кредиторов общего для них должника.