Правовая экспертиза по гражданским делам, находящимся в производстве у мирового судьи
Аннотация
В статье анализируется действующее правовое регулирование проведения правовой экспертизы по гражданским делам, находящимся в производстве у мирового судьи. Рассматриваются препятствия на пути проведения правовой экспертизы, в том числе формальные запреты на ее проведение, а также возможности для ее реализации в соответствии с действующим законодательством.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 05/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-5-29-33 |
Проведение правовой экспертизы в гражданском судопроизводстве затруднено по ряду причин. Прежде всего потому, что формально правовая экспертиза не входит в перечень судебных экспертиз, а также в связи с тем, что по общему правилу в ходе судебного разбирательства не допускается постановка перед экспертом правовых вопросов, так как их разрешение является исключительной компетенцией суда.
Так, в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (далее — Постановление № 11) недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда (например, вопроса о дееспособности гражданина, а не о характере его заболевания).
Вместе с тем правовая экспертиза достаточно широко используется в судопроизводстве, создавая странную ситуацию, при которой косвенно или прямо, но нарушается указанный выше формальный запрет. Следует исходить из того, что по любым причинам мировому судье или сторонам может потребоваться правовая экспертиза в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу. И процессуальное законодательство дает определенные возможности для ее проведения.
Действующее гражданско-процессуальное законодательство (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ) относит к подсудности мировых судей дела:
1) о выдаче судебного приказа;