Институт отводов в процессуальном праве. Проблемы правоприменения
Аннотация
Предметом исследования настоящей статьи являются нормы Гражданского, Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства, регламентирующие вопросы отводов судей, а также сложившаяся судебная практика. Автор находит действующие институты отводов не в полной мере отвечающими принципам законности и процессуальной экономии, что создает предпосылки к злоупотреблению процессуальными правами лицами, участвующими в деле. Обосновывая необходимость совершенствования законодательства, автор предлагает внести в соответствующие нормы процессуальных кодексов положения, которыми будут унифицированы подходы к разрешению отводов и минимизированы возможности злоупотребления процессуальными правами в случаях заявления безосновательных отводов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 05/2024 |
Страницы | 21-28 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-5-21-28 |
Принцип независимости судей закреплен как в российском законодательстве, так и в международном праве, которое в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) является составной частью ее правовой системы. Данный принцип сформулирован в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ следующим образом: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Принцип независимости судей обеспечивается нормами не только процессуальных законов, но и иных федеральных законов.
Технический прогресс охватил все сферы жизнедеятельности человека. Не осталась в стороне и судебная система. С появлением технической возможности законодатель в целях обеспечения независимости и беспристрастности судьи при осуществлении правосудия в части 3 ст. 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) установил правило, согласно которому состав суда для рассмотрения каждого дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. При этом если отсутствует возможность использования в суде автоматизированной информационной системы, допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.
Аналогичные положения предусмотрены в ч. 1 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), ст. 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Такие изменения обусловлены внедрением автоматизированных систем формирования судебных составов, позволяющих распределять дела между судьями с помощью компьютерной программы без участия человеческого фактора, что обеспечивается в порядке, установленном п. 6.10 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ВС РФ) от 15 декабря 2004 г. № 161 (ред. от 24.12.2021).
В целях надлежащей реализации прав участников судопроизводства, одним из которых является конституционное право на судебную защиту в условиях справедливого судебного разбирательства, предполагающих рассмотрение по существу относящихся к компетенции судов дел с соблюдением в том числе принципа непосредственности восприятия судом доказательств, действующее процессуальное законодательство предусматривает, что дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда, т.е. в неизменном составе судей (ч. 4 ст. 14 ГПК РФ). Замена судьи или нескольких судей возможна в случаях, определенных ч. 5 ст. 14 ГПК РФ (ч. 3 и 4 ст. 18 АПК РФ, ч. 3 ст. 28 КАС РФ).