Иск как процессуальное средство защиты прав государства
Аннотация
В статье показано, что свобода распоряжения иском, характерная для субъектов частного права, в отношении государства как стороны в гражданском деле должна быть ограничена. Показано принципиальное различие между гражданским и административным иском, сделано предложение о закреплении в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации правила о том, что в исковом заявлении должно быть указано, в чем состоит нарушение публичного права или интереса (принадлежащего неограниченному кругу лиц).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 05/2024 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-5-16-20 |
В качестве стороны цивилистического процесса и административного судопроизводства, помимо граждан и организаций, может выступать также государство. Это прямо закреплено в ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Неясно, почему аналогичное указание отсутствует в ст. 3 Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ), где в качестве объектов защиты обозначены только права, а также интересы граждан и организаций в публичных правоотношениях. Между тем очевидно, что при рассмотрении и разрешении административного дела защите подлежат права не только административного истца, но и административного ответчика. Отказывая в удовлетворении заявленного административного требования, суд защищает орган публичной власти, принявший оспариваемый акт, решение должностного лица, совершившего оспариваемое действие (бездействие). Несмотря на то что, согласно Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), высшей ценностью в нашем государстве являются права и свободы человека (ст. 2), совершенно недопустимо нивелировать права и интересы государства. Поэтому норма п. 2 ст. 3 КАС РФ нуждается в дополнении путем указания на то, что в порядке административного судопроизводства защите подлежат как права граждан и юридических лиц, так и права и интересы публично-правовых образований.
Российская Федерация не рассматривается в нормативно-правовых актах в качестве отдельного субъекта гражданского, арбитражного процесса и административного судопроизводства. Так, государство не рассматривается в качестве особого субъекта в перечне лиц, участвующих в деле, предусмотренном ст. 34 ГПК РФ. Указание на государство как участника гражданского судопроизводства отсутствует, следовательно, оно выступает в деле на общих основаниях в качестве стороны или третьего лица — со всем комплексом принадлежащих им процессуальных прав и обязанностей. При этом прокурор обособлен от иных участвующих в деле лиц.
Надо отметить, что, например, по ГПК РСФСР 1964 г. к числу лиц, участвующих в деле, закон относил в том числе органы государственного управления, государственные учреждения, предприятия, колхозы (ст. 29). Ученые того периода отмечали, что если процесс начинается по заявлению какой-либо организации, то ее интерес к делу носит общественный характер.
Как известно, все процессуально-правовые особенности рассмотрения и разрешения дела предопределяются его правовой природой, которая может быть частноправовой или публично-правовой. Государство при этом является субъектом как частного, так и публичного права.
Публично-правовой статус государства предусматривает его властное положение по отношению к другим субъектам. Являясь, по выражению М.Н. Коркунова, «монополистом принуждения», государство осуществляет принудительную власть и выражает интересы всего общества.