Дата публикации: 25.04.2024

Уголовно-правовая политика Российского государства в современную эпоху

Аннотация

Статья посвящена анализу современных взглядов отечественных ученых на уголовно-правовую политику Российского государства в новую эпоху развития человеческой цивилизации.




Характеризуя состояние современной уголовно-правовой политики Российской Федерации многие отечественные правоведы справедливо обращают внимание: 1) на отсутствие четко сформулированных и принятых на соответствующем уровне концептуальных основ политики государства в сфере борьбы с преступностью в целом; 2) на наличие отдельных идей, неких векторов в развитии стратегии и тактики борьбы с преступностью, спонтанно возникающих директив, которые зачастую исходят от властных структур и весьма противоречиво и непоследовательно реализуются в реальной действительности; 3) на деструкцию и десистематизацию уголовного закона, которые стали результатом бесконечной череды изменений и дополнений, внесенных в Уголовный кодекс РФ.

Что касается Концепции уголовно-правовой политики государства, то ее необходимость возникает на стыке различных этапов государственного развития как акта официального признания неудовлетворительного состояния уголовно-правового регулирования, констатируя решимость по упорядочиванию и оптимизации сферы уголовно-правового регулирования правоотношений. Так, еще в 2013 году по инициативе Общественной палаты РФ в целях разработки проекта Концепции уголовно-правовой политики еще в декабре 2011 года создавалась экспертная рабочая группа, которая даже подготовила проект Концепции уголовно-правовой политики нашего государства. Однако ввиду оторванности материального-правового содержания Концепции от уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права данный проект Концепции подвергся справедливой критике и не был реализован.

В ходе предстоящего формировании стратегии борьбы с преступностью на современном этапе развития общества в первую очередь следует исходить из того, что в ходе реализации права наказать преступника путем назначения ему вида уголовного наказания суд не только восстанавливает нарушенные права и свободы человека и гражданина, но и поддерживает авторитет Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) как эффективного инструмента противодействия преступности. Отрадно, что проблема нравственного здоровья, культурной самоидентификации духовной безопасности нашей нации в последние годы все яснее осознается государственными и общественными деятелями как имманентное условие дальнейшей государственности. Если проанализировать действующее отечественное уголовное законодательство, то убеждаешься в его чрезмерно частой изменчивости в зависимости от различных внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивалось российское государство.

Даже в вопросе применения смертной казни, вводимой каждый раз в тяжелые для страны времена после террористических актов, российское государство, стабилизировав положение в стране, вновь отказывалось от этой исключительной меры. Хотя в других стабильно развивающихся государствах, например в США, КНР, по-прежнему суды назначают смертную казнь преступникам, не ограничивая ее применение только преступлениями против жизни, условиями рассмотрения дела с участием суда присяжных и международными обязательствами в связи с участием в Совете Европы. Кстати, не отменена эта мера наказания и в Республике Беларусь, составляющей часть Союзного с Россией государства.

Оставляя смертную казнь в качестве уголовного наказания, в этих государствах исходили из того, что не каждое преступление можно компенсировать, используя материальные возможности виновного. За некоторые из них с целью восстановления социальной справедливости подавляющее большинство граждан этих стран безальтернативно требуют лишения преступника жизни. Считаясь с мнением своих граждан, государства в сложные для них времена для укрепления единства общества вынуждены сохранить смертную казнь. Назначается эта исключительная мера наказания после тщательной судебной проверки и оценки всех обстоятельств совершенного преступления, а не путем уничтожения преступников в ходе их задержания, объявляя их бандитами, террористами, преступниками без решения суда.

Список литературы

1. Босхолов С.С. Уголовно-правовая политика: опыт, проблемы и пути совершенствования / С.С. Босхолов, С.В. Максимов // Пролог: журнал о праве. 2018. № 3 (19). С. 8–18.
2. Грудинин Н.С. Уголовно-правовая статистика и структура преступности как факторы, определяющие содержание уголовно-правовой политики / Н.С. Грудинин // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2023. № 1 (62). С. 64–70.
3. Дорошков В.В. Уголовное правосудие в условиях метамодерна и умеренного консерватизма : монография / В.В. Дорошков. Москва : Прометей, 2023. 326 с.
4. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) / Б.А. Кистяковский // Вехи. Из глубины : сборник статей / составитель и подготовка текста А.А. Яковлева ; примечание М.А. Колерова [и др.]. Москва : Правда, 1991. С. 126.
5. Коробеев А.И. Перспективы развития уголовно-правовой политики России: поиски реальной модели / А.И. Коробеев, А.И. Чучаев // Государство и право. 2023. № 8. С. 96–105.
6. Коробеев А.И. Уголовно-правовая политика России: от генезиса до кризиса : монография / А.И. Коробеев. Москва : Юрлитинформ. 2019. 347 с.
7. Пискарев П.М. Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания : автореферат диссертации доктора психологических наук / П.М. Пискарев. Ярославль, 2019. 72 с.
8. Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века : хрестоматия : учебное пособие / составители А.А. Ширинянц, И.Ю. Демин ; подготовка текстов А.М. Репьева, М.К. Ковтуненко, А.И. Волошин ; под редакцией А.А. Ширинянца. Москва : Издательство М
9. Шиханов В.Н. Проблема классовости и равенства в уголовном праве: социолого-правовой анализ / В.Н. Шиханов // Правоведение. 2022. Т. 66. № 1. С. 43–68.

Остальные статьи