Правовая основа подготовки профессиональных медиаторов в России: опыт прошлого и перспектива будущего
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов о подготовке российских медиаторов в рамках дополнительного профессионального образования. С применением общенаучных методов и проведенного опроса отмечаются проблемы правового регулирования обучения профессии медиатора. Посредством ретроспективы, зарубежного опыта и анализа законопроекта, подготовленного Министерством юстиции Российской Федерации, обосновываются предложения по регламентации в законе о медиации форм, уровней и продолжительности обучения, требования к кадровому составу и иным условиям организации профессионального образования.
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 05/2024 |
Страницы | 61-66 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-5-61-66 |
Ориентировочно с 2010 г. в нашей стране происходят процессы осмысления медиации учеными, слушателями и студентами, а в различных профессиональных сообществах широко обсуждаются проблемы по ее интеграции в российскую действительность. С момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) институт медиации постепенно внедряется в реальную жизнь, и по разным субъектам страны осуществляется формирование корпуса профессиональных медиаторов.
При этом немаловажное значение имеют сразу три элемента: осведомленность населения о процедуре медиации и ее социально значимом потенциале, общая обученность специалистов разной направленности и специальная подготовка медиаторов. Рассматривая последнее направление, нужно отметить, что за последнее десятилетие здесь имеется положительная динамика. Изменения коснулись не только роста числа обученных медиаторов, увеличилось и количество образовательных организаций и специальных центров (как правило, автономных некоммерческих организаций), фактически осуществляющих такую подготовку. Кроме того, к сегодняшнему дню уже наблюдается палитра учебной литературы, подготовленной как учеными, так и практикующими медиаторами для подготовки специалистов. Вместе с тем этот процесс в Российской Федерации (РФ) сопровождается рядом проблем, требующих своего разрешения. Однако предметное и глубокое изучение данных вопросов можно встретить в немногочисленных научных работах, в частности: А.Д. Карпенко, О.П. Вечериной и И.Б. Путаловой, А.С. Киндеркнехт.
Как указано в ч. 1 ст. 16 Закона о медиации, у профессионального медиатора должно быть высшее образование и дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Однако при этом в стране не ведется официальный единый (и в конечном итоге полный) реестр медиаторов, почти полностью отсутствует нормативная база по особенностям их дополнительного профессионального образования, поэтому организации, порой с существенными отличиями, разрабатывают программы по обучению медиаторов, включая в них разные курсы, в разной последовательности и по-разному расставляя акценты по содержанию. При этом сохраняет свою актуальность вопрос о сочетании психологического и юридического в содержании данной программы. Как показывает практика, во многом это зависит от научной школы (психологической, юридической, социологической или комплексной), представители которой, как правило, выступают преподавателями по учебным курсам.
Между тем в случае отсутствия у преподавателя по анализируемой программе не только ученой степени, но и соответствующего аналогичного образования по подготовке медиаторов ситуация представляется абсурдной и недопустимой. Хотя прямых запретов по этому поводу законом не установлено. Тем самым увеличивается риск подготовки медиаторов, представляющих потенциальную опасность для общества в случае их неполноценной компетентности после прохождения обучения по вызывающим сомнение программам, с которыми, кстати, не всегда можно ознакомиться в открытом доступе в Интернете.
В этой связи в литературе справедливо обсуждается проблема достаточно низкого уровня профессионализма медиаторов, и это напрямую связано с компетентностью профессорско-преподавательского состава и обусловлено содержанием образовательной программы.