Дата публикации: 18.04.2024

Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития

Аннотация

В статье исследуются вопросы контрольной (надзорной) деятельности Роструда, показываются особенности проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мер до 2030 г., применения риск-ориентированного подхода и индикаторов; подчеркивается приоритет профилактических мероприятий и делается акцент на необходимости снижения контрольной (надзорной) нагрузки на работодателей. Автор, исследуя нормы о контроле (надзоре) и Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и основываясь на ней, показывает перспективы развития данной деятельности Роструда. В результате делаются выводы о важности закрепления дефиниций о причинении вреда жизни, здоровью работников и угрозе их причинения; об увеличении количества конкретных показателей (индикаторов риска) за счет, например, непредоставления отпуска, нарушения режимов работы и отдыха, незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. Обращается внимание на высокую значимость планового профилактического визита первичной меры предупреждения нарушений обязательных требований в сфере труда перед проведением контрольного (надзорного) мероприятия, а также рассматривается возможность фактической замены профилактическим визитом контрольного (надзорного) мероприятия, запланированного в отношении работодателей категории высокого риска.




Административная реформа, продолжающаяся в нашей стране несколько лет, проходит ключевые этапы, венцом которых, как правило, являются либо принятие важнейших новых законов, либо введение новых систем или структур органов государства (появление новой системы органов государства — федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств), либо появление новых методик расчета основных показателей деятельности органов государства (например, введение риск-ориентированного похода, индикаторов риска и т.д.).

Примером принятия стержневого закона, характеризующего один из ключевых этапов административной реформы, можно считать впервые принятый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ о надзоре), который регламентирует осуществление контрольной (надзорной) функции соответствующими органами государства.

Система таких органов представлена федеральными службами по направлениям деятельности — Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роскомнадзор и т.д. К таким органам относится и Роструд, объектами контроля (надзора) которого являются работодатели. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функцию федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда.

Роструд, как орган контроля (надзора), история развития данного органа всегда интересовали ученых, их предложения позволили совершенствовать реализацию его функции.

В настоящей статье рассмотрим особенности его контрольной (надзорной) деятельности в отношении работодателей. Сразу обратим внимание, что ФЗ о надзоре ориентирован на приоритет профилактических мероприятий и на снижение административной нагрузки на работодателей. Это два существенных момента, на которых строится современная контрольная (надзорная) деятельность Роструда.

Список литературы

1. Алиев Т.Т. Государственная инспекция труда как орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства / Т.Т. Алиев, С.Ю. Царев // Современное право. 2010. № 6. С. 88–91.
2. Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Я.Б. Гетман. Ростов-на-Дону, 2007. 29 с.
3. Гостькова Т.Н. Особенности контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда по соблюдению трудовых прав граждан / Т.Н. Гостькова // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. № 1 (41). С. 44–49.
4. Деккушев Р.Б. Опыт организации государственной инспекции труда / Р.Б. Деккушев // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 1–1. С.283–288.
5. Колобова С.В. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников / С.В. Колобова // Современное право. 2022. № 9. С. 58–62.
6. Кошелев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства / Д.А. Кошелев // Трудовое право. 2009. № 12. С. 108–110.
7. Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.И. Попова. Москва, 2009. 30 с.
8. Сапфирова А.А. Административный статус государственной инспекции труда в субъекте РФ : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Сапфирова. Волгоград, 2002. 199 с.
9. Sapfirova A.A. Federal labour inspectorate principles of activity: certain aspects of their implementation / A.A. Sapfirova, V.V. Volkova, A.V. Petrushkina // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 2 S4. С. 9–12.

Остальные статьи