Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
Аннотация
В статье исследуются вопросы контрольной (надзорной) деятельности Роструда, показываются особенности проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мер до 2030 г., применения риск-ориентированного подхода и индикаторов; подчеркивается приоритет профилактических мероприятий и делается акцент на необходимости снижения контрольной (надзорной) нагрузки на работодателей. Автор, исследуя нормы о контроле (надзоре) и Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и основываясь на ней, показывает перспективы развития данной деятельности Роструда. В результате делаются выводы о важности закрепления дефиниций о причинении вреда жизни, здоровью работников и угрозе их причинения; об увеличении количества конкретных показателей (индикаторов риска) за счет, например, непредоставления отпуска, нарушения режимов работы и отдыха, незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. Обращается внимание на высокую значимость планового профилактического визита первичной меры предупреждения нарушений обязательных требований в сфере труда перед проведением контрольного (надзорного) мероприятия, а также рассматривается возможность фактической замены профилактическим визитом контрольного (надзорного) мероприятия, запланированного в отношении работодателей категории высокого риска.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 05/2024 |
Страницы | 44-49 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-5-44-49 |
Административная реформа, продолжающаяся в нашей стране несколько лет, проходит ключевые этапы, венцом которых, как правило, являются либо принятие важнейших новых законов, либо введение новых систем или структур органов государства (появление новой системы органов государства — федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств), либо появление новых методик расчета основных показателей деятельности органов государства (например, введение риск-ориентированного похода, индикаторов риска и т.д.).
Примером принятия стержневого закона, характеризующего один из ключевых этапов административной реформы, можно считать впервые принятый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ о надзоре), который регламентирует осуществление контрольной (надзорной) функции соответствующими органами государства.
Система таких органов представлена федеральными службами по направлениям деятельности — Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роскомнадзор и т.д. К таким органам относится и Роструд, объектами контроля (надзора) которого являются работодатели. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функцию федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда.
Роструд, как орган контроля (надзора), история развития данного органа всегда интересовали ученых, их предложения позволили совершенствовать реализацию его функции.
В настоящей статье рассмотрим особенности его контрольной (надзорной) деятельности в отношении работодателей. Сразу обратим внимание, что ФЗ о надзоре ориентирован на приоритет профилактических мероприятий и на снижение административной нагрузки на работодателей. Это два существенных момента, на которых строится современная контрольная (надзорная) деятельность Роструда.