Дата публикации: 18.04.2024

Теневое блокирование контента в социальных сетях как угроза свободе выражения мнения

Аннотация

Теневое блокирование представляет собой практику ограничения распространения контента без уведомления пользователя. Теневое блокирование может осуществляться в форме исключения контента из выдачи страницы рекомендаций, исключения из выдачи поиска и т.д. Платформы, движимые бизнес-интересами, используют инструменты теневого блокирования для ограничения распространения спорных точек зрения и политического контента. Такая практика является еще одним примером осуществления чрезмерно широкой власти платформ, которая может быть ограничена средствами конституционного права. В настоящей статье на основе сопоставления законодательного регулирования социальных сетей в Европейском союзе и России производится оценка эффективности отечественного законодательства в части ограничения теневого блокирования контента. Автор делает вывод, что последние изменения отраслевого законодательства в России не станут препятствием для осуществления теневого блокирования контента отечественными цифровыми платформами.




Алгоритмы рекомендаций остаются одним из самых скрытых аспектов деятельности социальных сетей. Главным источником информации о работе алгоритмов является пользовательский опыт. Так, некоторые пользователи настаивают на том, что платформы продвигают контент с участием соответствующих современному стандарту красоты женщин, другие «выяснили», что попадание контента в рекомендации зависит от качества освещения во время съемки видео. В качестве «народной теории» о работе алгоритмов долгое время существовал и феномен, известный под названием «теневое блокирование» (shadow banning).

Теневым блокированием называется практика ограничения распространения контента без уведомления пользователя. Оно может осуществляться в форме исключения из выдачи на странице рекомендаций, исключения из выпадающего списка предложений по поиску и в других формах. В любом случае последствием теневого блокирования для пользователя станет уменьшение аудитории и снижение ее вовлеченности в просмотр его продукции. Осуществление платформами теневого блокирования было подтверждено в результате количественных исследований, показавших, помимо прочего, что аккаунты, размещающие политический контент (вне зависимости от политической принадлежности их владельцев), подвергаются теневому блокированию чаще других.

Явление теневого блокирования напрямую не подтверждается владельцами социальных сетей. Более того, они используют свое эксклюзивное положение владельцев информации о работе алгоритмов для смены нарратива: они отрицают наличие теневого блокирования и заявляют, что непопадание в рекомендации является результатом действия самих пользователей. Однако разъяснения платформ о работе алгоритмов косвенно подтверждают существование такого блокирования. «Некоторые публикации, поясняет компания Meta, не нарушают правила сообщества, однако не подходят для глобальной аудитории (здесь и далее выделено нами. — А.Б.), поэтому мы ограничиваем их появление в разделе “Интересное”». Также Facebook ограничивает распространение контента, который потенциально нарушает правила платформы, а Instagram стремится не рекомендовать аккаунты, которые, к примеру, неоднократно размещали дезинформацию о вакцинации.

Эти и другие меры по ограничению распространения информации пользователем платформы применяются компаниями без его уведомления. Именно данное обстоятельство делает теневое блокирование юридической проблемой, суть которой состоит в том, что оценка пропорциональности ограничения свободы выражения мнения эксклюзивно осуществляется социальной сетью внутри собственной системы управления, и даже окончательное решение не покидает пределы этого «черного ящика». Оспорить применение таких мер не представляется возможным, ведь пользователи точно не знают, применяется ли к их аккаунтам теневое блокирование.

Достаточно спорную попытку справиться с проблемой теневого блокирования предпринял европейский законодатель. О соответствующих нормах Акта о цифровых услугах в следующем разделе.

Список литературы

1. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко ; перевод В. Наумов. Москва : Ad Marginem, 2018. 383 с.
2. Bishop S. Managing visibility on YouTube through algorithmic gossip / S. Bishop // New media & society. 2019. Vol. 21. Iss. 11–12. P. 2589–2606.
3. Cotter K. ‘Shadowbanning is not a thing’: black box gaslighting and the power to independently know and credibly critique algorithms / K. Cotter // Information, Communication & Society. 2023. Vol. 26. Iss. 6. P. 1226–1243.
4. Jaidka K. Silenced on social media: the gatekeeping functions of shadowbans in the American Twitterverse / K. Jaidka, S., Mukerjee Y. Lelkes // Journal of Communication. 2023. Vol. 73. Iss. 2. P. 163–178.
5. Leerssen P. An End to Shadow Banning? Transparency rights in the Digital Services Act between content moderation and curation / P. Leerssen // Computer Law & Security Review. 2023. Vol. 48. Art. 105790.
6. Savolainen L. The shadow banning controversy: perceived governance and algorithmic folklore / L. Savolainen // Media, Culture & Society. 2022. Vol. 44. Iss. 6. P. 1091–1109.
7. Wilman F. De Digital Services Act (DSA): een belangrijke stap naar betere regulering van onlinedienstverlening / F. Wilman // Nederlands tijdschrift voor Europees recht. 2022. Iss. 9–10. P. 220–232.

Остальные статьи