Уголовно-правовая охрана прав на товарный знак по законодательству Великобритании
Аннотация
В статье рассматривается действующее правовое регулирования уголовной охраны исключительных прав на товарный знак в Великобритании. В контексте статьи автор также рассматривает знаковое судебное дело, прояснившее разночтения в прецедентном праве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 02/2024 |
Страницы | 32-36 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2024-2-32-36 |
Особенностью английского уголовного права является отсутствие кодифицированного закона. Уголовно-правовая охрана исключительных прав на товарный знак по английскому праву осуществляется посредством включения уголовного запрета в отраслевой законодательный акт. Таким актом является Закон о товарных знаках, который вступил в силу 31 октября 1994 г. и до настоящего времени не претерпел значительных изменений. Закон 1994 г. устанавливает правила для товарных знаков в Великобритании и на острове Мэн, но не распространяется на Нормандские острова.
Часть III Закона 1994 г. содержит положения об административной и уголовной ответственности за его нарушения. Нормы о преступлениях, связанных с нарушением исключительных прав на товарный знак, изложены в ст. 92–96 и 101. Для целей настоящей статьи наиболее существенными являются нормы ст. 92 этого закона, озаглавленной «Незаконное использование товарного знака в отношении товаров».
Статья 92 содержит сложные по структуре преступления, связанные с нарушением исключительных прав на зарегистрированный товарный знак. Согласно ее положениям, лицо совершает преступление, если с целью получения выгоды для себя или другого лица или с намерением причинить ущерб другому лицу и при этом без согласия владельца осуществляет следующие действия:
1) наносит на товары или на их упаковку, продает или сдает внаем, выставляет на продажу или предлагает в аренду или распространяет товары, которые маркированы или на упаковку которых нанесен знак, идентичный зарегистрированному товарному знаку или который может быть ошибочно принят за него; имеет в своем владении, хранении или распоряжении в ходе предпринимательской деятельности любые подобные товары с целью совершения им самим или другим лицом вышеупомянутых деяний; или
2) применяет знак, идентичный зарегистрированному товарному знаку или который может быть ошибочно принят за зарегистрированный товарный знак, на материал, который предназначен для маркировки или упаковки товаров, в качестве деловых документов в отношении товаров или для рекламы товаров; использует в ходе предпринимательской деятельности материал с таким знаком для маркировки или упаковки товаров, в качестве деловых документов в отношении товаров или для рекламы товаров; или в ходе предпринимательской деятельности имеет в своем владении, хранении или под контролем такой материал с целью выполнения любого из вышеупомянутых деяний; или