Стандарт доказывания в уголовном процессе в контексте расследования высокодоходных преступлений (сравнительно-правовой аспект)
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к законодательной регламентации стандарта доказывания в уголовном процессе и его практической интерпретации в России и зарубежных странах (в частности, Англии, Германии, США и Франции). Автор обнаруживает, что стандарт доказывания виновности в отечественном уголовном процессе, требующий трактовать все неустранимые сомнения в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 14 УПК РФ), существенно расширяет конституционное предписание, в котором отсутствует указание на необходимость подобной оценки всех (!) неустранимых сомнений (ст. 49 Конституции РФ). При этом никаких дополнительных критериев, которые могли бы помочь оценить такие сомнения, закон не предлагает. Подобный подход существенным образом ограничивает доказывание по сложным уголовным делам (прежде всего о высокодоходных преступлениях), по которым некоторые сомнения всегда могут оставаться, и не позволяет проводить адекватную оценку косвенных доказательств.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 02/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2024-2-7-11 |
Современная преступность, ориентированная на извлечение экономической выгоды, трансформируется, приспосабливаясь под меняющиеся социальные и правовые условия. Закономерно, что к ее новым вызовам и угрозам симметрично должна адаптироваться правоохранительная система, а процессуальное законодательство — предлагать адекватные условия для применения права материального, соответствуя актуальным потребностям уголовно-правового воздействия и общественным интересам.
Одним из центральных процессуальных положений является вопрос о том, в какой степени должна быть доказана вина лица в преступлении.
Стандарт доказывания не одинаков для разных категорий дел (гражданских и уголовных) и ситуаций в процессе (признание виновным, подозрение в преступлении, истребование доказательств). Традиционным фундаментом для стандарта доказывания в уголовном процессе является презумпция невиновности, во многом связанная с вопросом о бремени доказывания (burden of proof). Но если применительно к бремени доказывания презумпция невиновности выступает в качестве критерия для определения субъекта доказывания, то относительно стандарта доказывания она (презумпция) является своего рода преодолеваемой преградой, при этом стандарт устанавливает то, на каких условиях это преодоление происходит.
В российской правовой ментальности принцип презумпции невиновности, как и выведенный из него постулат о трактовке всех сомнений в пользу обвиняемого, воспринимается как абсолютный и универсальный для всех юрисдикций. Однако это не вполне соответствует действительности.
Так, англо-американское доказательственное право следует стандарту «вне всяких разумных сомнений» (beyond a reasonable doubt, BARD). Этот подход, возникший примерно в конце XVII — середине XVIII в., в дальнейшем был проработан в доктринальном отношении, а ныне прочно вошел в прецедентную практику стран общего права. Следует отметить, что в соответствии с англо-американской правовой традицией BARD не имеет повсеместной силы в уголовном процессе, а применяется при решении вопроса о виновности обвиняемого при принятии решения по делу. В частности, данный подход отличается от стандартов, используемых по гражданским делам, — баланса вероятностей (balance of probabilities) или же при принятии решений о проведении процессуальный действий — достаточности оснований (probable cause). При этом сущность BARD заключается в том, что собранные доказательства должны убедительно доказывать факт, чтобы его существование не вызывало разумных сомнений.