Применение должностными лицами полиции отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних: особенности и перспективы
Аннотация
На основе анализа действующего российского законодательства, норм международного права, правоприменительной и судебной практики автором рассматриваются особенности применения отдельных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних. Для решения выявленных проблем правового и организационного характера вносятся предложения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 02/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-2-26-29 |
Противодействие правонарушениям среди несовершеннолетних является одним из звеньев обеспечения правопорядка и законности в обществе. Значительная роль в преодолении девиантного поведения может принадлежать мерам административного принуждения, а именно мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемым должностными лицами полиции. В этой связи, с одной стороны, необходимо повышение качества и интенсивности работы сотрудников полиции с несовершеннолетними. С другой – требуется модернизация административного законодательства, направленная на гуманизацию и минимизацию административного принуждения.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят принудительно-процессуальный характер, поскольку они различным образом ограничивают или же затрагивают права лиц, в том числе не достигших восемнадцати лет. Прежде всего, стоит выделить административное задержание как исключительную, краткосрочную меру, ограничивающую свободу лица. Цель применения данной меры определена в ст. 27.3 КоАП РФ и состоит в обеспечении своевременного и законного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного наказания. Одним из условий правомерности применения административного задержания в отношении несовершеннолетнего лица является законодательное закрепление обязанности сотрудника полиции (в частности оперативного дежурного) уведомить о произошедшем его родителей или лиц, исполняющих их обязанности. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от задержания по Закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 14) или уголовного задержания (ст. 423 УПК РФ) в КоАП РФ отсутствует обязанность незамедлительного извещения. Дальнейшую работу с административно задержанным несовершеннолетним лицом осуществляют сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (далее – ПДН). В любом случае административного задержания лица, не достигшего совершеннолетия, составляется протокол об административном задержании.
К особенностям административного задержания несовершеннолетнего лица стоит отнести срок, в течение которого несовершеннолетний может быть задержан сотрудниками полиции. Согласно ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа с момента фактического доставления задержанного в служебное помещение. Но в случаях, когда лицо совершает правонарушения, посягающие на: установленный режим Государственной границы Российской Федерации; порядок пребывания на территории Российской Федерации; таможенные правила, режим военного положения или если за совершенное административное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного ареста или административного выдворения, срок может быть увеличен для выяснения личности или обстоятельств административного правонарушения, но не может превышать сорока восьми часов с момента доставления. Также нельзя оставить без внимания факт, что если лицо находится в состоянии опьянения, то срок административного задержания такого лица исчисляется с момента вытрезвления последнего, но также не должен превышать сорока восьми часов.