Дата публикации: 18.04.2024

Проблемы целей наказания в отношении лица, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте

Аннотация

В статье рассмотрен анализ эффективности достижения некоторых целей наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Цель исследования – выявление и рассмотрение проблем, связанных с соответствием целей наказания, определенных уголовным законом, специфики развития личности данной категории граждан, а также предложение мер по их разрешению. Автор приходит к выводу о необходимости пересмотра целей наказания для несовершеннолетних преступников, обосновывая это способствованием предупреждению совершения преступлений в будущем и ресоциализации молодых людей в процессе исполнения наказания, и предлагает введение в главу Уголовного кодекса Российской Федерации, регулирующую уголовную ответственность несовершеннолетних, положений о целях наказания.




Совершение преступлений несовершеннолетними обусловлено, в том числе, отсутствием у них жизненного опыта будущего и стремлением строить свою жизнь по минимуму усилий. Несомненно, к моменту достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, совершив преступление, должно понести наказание. При этом согласимся, что «несовершеннолетний правонарушитель находится в самом начале своего жизненного пути, его моральные установки и социальные связи до конца не сформированы, и от того, насколько правильно будет назначено ему наказание, зачастую зависит то, как сложится вся его дальнейшая жизнь».

Правильность определения наказания обусловлена его эффективностью, которая в первую очередь достигается через достижение поставленных перед ним целей.

Проанализировав главу Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), посвящённую уголовной ответственности несовершеннолетних, на первый взгляд может показаться, что законодатель урегулировал вопрос, связанный с назначением наказания подросткам, но если обратить внимание на систему наказаний, предусмотренную именно для данной категории лиц, то можно увидеть, что она имеет относительно дублирующий характер положений о назначении наказания в отношении лиц, переступивших черту закона в совершеннолетнем возрасте.

Так, виды наказаний, применяемые в отношении несовершеннолетних, заимствованы из общей части, применяемой в отношении совершеннолетних, только с некими оговорками относительно их пределов, т.е. положения Общей части УК РФ относительно назначения наказания последним прошли некую адаптацию для несовершеннолетних за исключением целей уголовного наказания, которые остались неизменными для подростков, в связи с чем в отношении данной правовой категории граждан применяются следующие положения уголовного закона (ч. 2 ст. 44 УК РФ): «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений».

Очевидно, что при определении меры наказания для подростков необходимо принимать во внимание их уникальные психологические и физиологические характеристики, в связи с чем цели, которые ставятся перед наказанием в отношении несовершеннолетних, должны соответствовать их возрастной специфике и отсутствию глубоко укоренившихся негативных установок и поведенческих моделей, и здесь важно понимать, что наказание несовершеннолетних преследует не только цель восстановления справедливости в обществе, но и направлено на исправление молодого правонарушителя и предупреждение совершения им новых преступлений.

Список литературы

1. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Теоретическое введение в изучение спецкурса : учебное пособие / З.А. Астемиров ; под редакцией Н.А. Стручкова. Москва : Издательство ВШ МВД СССР, 1970. 125 с.
2. Бузанов К.А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним : диссертация кандидата юридических наук / К.А. Бузанов. Москва, 2000. 196 с.
3. Киселева Е.С. Система наказаний для несовершеннолетних по современному уголовному законодательству РФ: состояние, эволюция и перспективы / Е.С. Киселева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 8 (148). С. 113–121.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Г.З. Анашкин, Х.М. Ахметшин, Г.Н. Борзенков [и др.] ; ответственные редакторы Г.З. Анашкин, И.И. Карпец, Б.С. Никифоров. Москва : Юридическая литература, 1971. 560 с.
5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10 томах. Т. 2: Общие вопросы педагогики: организация народного образования в СССР / Н.К. Крупская ; под редакцией Н.К. Гончарова [и др.] ; подготовка текста и примечание П.И. Куликова. Москва : Издательство Акаде
6. Лосева С.Н. К вопросу о соотношении понятий «исправление», «воспитание» и «перевоспитание» осужденных / С.Н. Лосева // Вопросы педагогики. 2019. № 4–1. С. 85–88.
7. Майстренко Г.А. Воспитание и исправление в уголовно-исполнительном праве: соотношение понятий / Г.А. Майстренко // Образование и право. 2019. № 2. С. 173–175.
8. Миньковский Г.М. Некоторые вопросы правовой регламентации деятельности исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних / Г.М. Миньковский // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства : сборник статей / под общей редакц
9. Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний. В 2 частях. Ч. 1 / под редакцией Ю.И. Калинина. Рязань : АПУ ФСИН России, 2008. 284 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б.М. Бим-Бад. Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
11. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки / С.В. Познышев. Москва : Юридическое издательство Наркомюста, 1923. 342 с.
12. Хачатрян Т.В. Цели уголовного наказания несовершеннолетних: проблемы определения и перспективы развития / Т.В. Хачатрян // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (046). С. 404–406.
13. Шамис А.В. Место и роль воспитательной функции наказания в уголовно-исполнительном законодательстве / А.В. Шамис // Правовое и методическое обеспечение исполнения уголовных наказаний : сборник научных трудов / А.В. Бриллиантов, М.Г. Детков, В.И. Поздняков

Остальные статьи