Антимонопольные требования по передаче публичного имущества в залог и их соотношение с нормами законодательства о государственных и муниципальных преференциях
Аннотация
В статье проводится научный анализ правовых аспектов передачи государственного или муниципального имущества в залог и необходимости соблюдения при этом требований действующего законодательства России, в том числе антимонопольного законодательства в части предоставления государственных и муниципальных преференций. Проводится исследование соответствующей правоприменительной практики в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности ФАС России в указанной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-34-37 |
В теории и правоприменительной практике России возникает вопрос о соблюдении требований антимонопольного законодательства при передаче хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества (далее — ГМИ) в залог, в том числе вопрос о том, можно ли считать такую передачу ГМИ в залог разновидностью государственной или муниципальной преференции (далее — преференция).
Федеральной антимонопольной службой при исполнении возложенных на нее государственных функций рассматривались обращения о разъяснении антимонопольного законодательства по вопросу правомерности предоставления преференции в виде передачи ГМИ в залог в обеспечение кредитных обязательств конкретных хозяйствующих субъектов.
В частности, в одном из таких обращений указывалось об обеспечении кредитных обязательств государственного унитарного предприятия. Из материалов обращения следовало о планируемом заключении сделки по привлечению предприятием кредита на сумму более трехсот миллионов рублей под обеспечение государственного имущества, планируемого к передаче в качестве преференции в одной из целей, установленных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Также в антимонопольный орган поступают заявления о даче согласия на предоставление преференций, предметом которых является залог ГМИ.
Обращается внимание на то, что суть указанных преференций заключается не в передаче органами власти определенному субъекту предпринимательства ГМИ во временное пользование, а в обеспечении органами власти залогом ГМИ его кредитных обязательств перед кредиторами.