Государственная политика и правовое регулирование целевого обучения
Аннотация
Статья посвящена правовому регулированию обучения по договору о целевом обучении в Российской Федерации. Также в статье рассматриваются правовая природа данного договора, актуальные изменения в сфере целевого обучения и развитие института целевого обучения. Правомерно поставлен вопрос о недопустимости понятия «штраф» в договоре о целевом обучении. Помимо этого, в статье ставится акцент на том, что вопросы целевого обучения остаются слабо урегулированы нормативно-правовыми актами, что является серьезной проблемой для проведения взвешенной государственной политики в этом направлении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 30-33 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-30-33 |
Образование — важнейшая система воспитания и обучения личности. Это процесс формирования ума, характера и физических способностей человека. Как и любая другая система, которая непосредственно связана с людьми и государством, образование в Российской Федерации регулируется правовыми нормами.
Конституция Российской Федерации в ст. 43 закрепляет основные права и гарантии для каждого в области образования. В связи с тем, что деятельность государства в сфере образования относится к одному из приоритетных направлений, для реализации государственной политики в области образования и подробной ее регламентации был принят основополагающий нормативный правовой акт — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании). В соответствии с данным нормативно-правовым актом на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжении Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних. Благодаря вышеуказанному федеральному закону в России начал развиваться институт целевого образования.
Современное правовое регулирование системы целевого обучения основано на Законе об образовании и Постановлении Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (далее по тексту — Постановление № 1681). Помимо названных нормативно-правовых актов, Правительством РФ были изданы иные постановления в сфере регулирования целевого обучения, такие как Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (далее по тексту — Постановление № 302) и Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (далее по тексту — Постановление № 1076). Последние в настоящее время утратили законную силу.
Для начала рассмотрим Постановление № 1076. В данном постановлении были утверждены правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовая форма договора о целевом приеме и типовая форма договора о целевом обучении. Стоит отметить, что правила, закрепленные в данном положении, не распространялись на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.
Существенные отличия между другими вышеуказанными постановлениями проявляются в том, что данные положения содержат меньше условий и гарантий между заказчиком и обучающимся в финансировании целевого обучения, а также в том, что отсутствовал штраф в рамках Закона об образовании за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении. На мой взгляд, правила, которые были утверждены в данном положении, имеют явную природу гражданских правовых отношений.