Дата публикации: 25.04.2024

Сотрудничество МГИМО МИД России с бизнесом на примере деятельности GR-клуба Научного студенческого общества МГИМО

Аннотация

В статье рассматривается опыт взаимодействия GR-клуба Научного студенческого общества МГИМО с бизнесом. Автор делает вывод о том, что сотрудничество вузов с бизнесом является неформальным дополнением образовательной деятельности и является взаимовыгодным.




В последнее время резко возрос интерес ученых и политиков к сотрудничеству образовательных организаций высшего образования (далее — вузы) и бизнеса. Кроме того, растущая глобальная конкуренция как никогда раньше бросает вызов классической «тройной спирали», в которой участвуют бизнес, вузы и государства. Организация и оптимизация национальных инновационных систем, предполагающая систематическое сотрудничество между участниками «тройной спирали», приобрела первостепенное значение не только для создания новых знаний, но и для создания человеческого капитала. В сложившейся в стране экономической ситуации, по заявлению министра экономического развития России Максима Решетникова, «не инвестиции, не финансы и даже не технологии, с которыми сложно, а человеческий ресурс стал самым дефицитным ресурсом в экономике». Большинство работодателей и представителей крупного бизнеса считают, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в России в 2024 г. Бизнес начинает играть большую роль в подготовке профессиональных кадров для закрытия как частных, так и государственных нужд и потребностей. Важность сотрудничества вузов и бизнеса в этом контексте обусловлена его позитивным влиянием на различные группы стейкхолдеров внутри университетских структур.

На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает деятельность университетских студенческих клубов в качестве активных акторов при налаживании отношений между бизнесом и вузами. Примером деятельности такого студенческого клуба выступит GR-клуб Научного студенческого общества МГИМО. Он является одним из наиболее авторитетных среди всех студенческих клубов МГИМО.

GR-клуб Научного студенческого общества МГИМО (далее — Клуб) — это студенческое объединение, основная цель которого состоит в том, чтобы стать центром формирования и постоянного развития GR-компетенций его участников. Под GR (Government Relations) понимается непрерывный процесс поддержания и развития стратегических коммуникаций, способных обеспечить профессиональное представительство общественных интересов и бизнес-интересов на уровне государства с целью сохранения баланса интересов при принятии политических и регуляторных решений.

Клуб приглашает в МГИМО и проводит совместные мероприятия с GR-директорами различных компаний. Совместные проекты уже были реализованы с компаниями «Лукойл», «Вкусно — и точка», «Яндекс», Binance, Deloitte, Heineken, X5 Group и мн. др. Встречи проходят либо в формате обсуждения особенностей работы GR-специалиста в той или иной сфере на практике, либо в формате мастер-классов, где студенты решают практические кейсы компаний. Можно сказать, что в Клубе происходит квинтэссенция теоретической и практической составляющих работы GR-специалиста, что является неформальным дополнением образовательной деятельности. Благодаря деятельности Клуба у студентов также появляются возможности пройти стажировки в компаниях с последующим трудоустройством. Сотрудничество МГИМО в лице Клуба с частными компаниями является взаимовыгодным — GR-директора компаний повышают знания и заинтересованность студентов, косвенно увеличивая число студентов, поступающих на профильную магистратуру «Государственные и корпоративные стратегии». В то же время сотрудничество с вузом позволяет бизнесу привлекать талантливых студентов и выпускников, что способствует формированию кадрового резерва компаний. Вузы также предоставляют возможности для обучения и развития персонала компаний: курсы, семинары и стажировки могут повысить квалификацию их сотрудников.

Рассмотрим конкретные примеры сотрудничества Клуба с компаниями X5 Group, Binance и «Райффайзенбанк».

Список литературы

1. GR: теория и практика : учебник / под редакцией И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. 180 с.
2. Лузгин А. Binance уходит из России. Почему это произошло и как быть пользователям / А. Лузгин // РБК.ru. 2023. 27 сентября.
3. Судакова А.Е. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ / А.Е. Судакова, Д.Г. Сандлер, Т.В. Тарасьева // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 58–74.
4. Шабаева С.В. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU / С.В. Шабаева, А.Л. Кекконен // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 93–100.
5. Bozeman, B. Academic Faculty in University Research Centers: Neither capitalism’s slaves nor teaching fugitives / B. Bozeman, C. Boardman // Higher Education. 2013. Vol. 84. Iss. 1. Р. 88–120.
6. Ginzburg, S. Collaboration between the Academic World and Industry / S. Ginzburg, E. Houli // Tefen Tribune. 2013. Winter Issue. Р. 19–22.
7. Kock, N. Using the web to enable industry–university collaboration: An action research study of a course partnership / N. Kock, C. Auspitz, B. King // Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2000. Vol. 3. Iss. 3. Р. 15
8. Plewa, C. Engaging business in curriculum design and delivery: a higher education institution perspective / C. Plewa, V. Galán-Muros, T. Davey // Higher Education. 2015. Vol. 70. Iss. 1. Р. 35–53.

Остальные статьи