Сотрудничество МГИМО МИД России с бизнесом на примере деятельности GR-клуба Научного студенческого общества МГИМО
Аннотация
В статье рассматривается опыт взаимодействия GR-клуба Научного студенческого общества МГИМО с бизнесом. Автор делает вывод о том, что сотрудничество вузов с бизнесом является неформальным дополнением образовательной деятельности и является взаимовыгодным.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-27-29 |
В последнее время резко возрос интерес ученых и политиков к сотрудничеству образовательных организаций высшего образования (далее — вузы) и бизнеса. Кроме того, растущая глобальная конкуренция как никогда раньше бросает вызов классической «тройной спирали», в которой участвуют бизнес, вузы и государства. Организация и оптимизация национальных инновационных систем, предполагающая систематическое сотрудничество между участниками «тройной спирали», приобрела первостепенное значение не только для создания новых знаний, но и для создания человеческого капитала. В сложившейся в стране экономической ситуации, по заявлению министра экономического развития России Максима Решетникова, «не инвестиции, не финансы и даже не технологии, с которыми сложно, а человеческий ресурс стал самым дефицитным ресурсом в экономике». Большинство работодателей и представителей крупного бизнеса считают, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в России в 2024 г. Бизнес начинает играть большую роль в подготовке профессиональных кадров для закрытия как частных, так и государственных нужд и потребностей. Важность сотрудничества вузов и бизнеса в этом контексте обусловлена его позитивным влиянием на различные группы стейкхолдеров внутри университетских структур.
На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает деятельность университетских студенческих клубов в качестве активных акторов при налаживании отношений между бизнесом и вузами. Примером деятельности такого студенческого клуба выступит GR-клуб Научного студенческого общества МГИМО. Он является одним из наиболее авторитетных среди всех студенческих клубов МГИМО.
GR-клуб Научного студенческого общества МГИМО (далее — Клуб) — это студенческое объединение, основная цель которого состоит в том, чтобы стать центром формирования и постоянного развития GR-компетенций его участников. Под GR (Government Relations) понимается непрерывный процесс поддержания и развития стратегических коммуникаций, способных обеспечить профессиональное представительство общественных интересов и бизнес-интересов на уровне государства с целью сохранения баланса интересов при принятии политических и регуляторных решений.
Клуб приглашает в МГИМО и проводит совместные мероприятия с GR-директорами различных компаний. Совместные проекты уже были реализованы с компаниями «Лукойл», «Вкусно — и точка», «Яндекс», Binance, Deloitte, Heineken, X5 Group и мн. др. Встречи проходят либо в формате обсуждения особенностей работы GR-специалиста в той или иной сфере на практике, либо в формате мастер-классов, где студенты решают практические кейсы компаний. Можно сказать, что в Клубе происходит квинтэссенция теоретической и практической составляющих работы GR-специалиста, что является неформальным дополнением образовательной деятельности. Благодаря деятельности Клуба у студентов также появляются возможности пройти стажировки в компаниях с последующим трудоустройством. Сотрудничество МГИМО в лице Клуба с частными компаниями является взаимовыгодным — GR-директора компаний повышают знания и заинтересованность студентов, косвенно увеличивая число студентов, поступающих на профильную магистратуру «Государственные и корпоративные стратегии». В то же время сотрудничество с вузом позволяет бизнесу привлекать талантливых студентов и выпускников, что способствует формированию кадрового резерва компаний. Вузы также предоставляют возможности для обучения и развития персонала компаний: курсы, семинары и стажировки могут повысить квалификацию их сотрудников.
Рассмотрим конкретные примеры сотрудничества Клуба с компаниями X5 Group, Binance и «Райффайзенбанк».