Дата публикации: 25.04.2024

Конкуренция между образовательными организациями как основа развития системы высшего юридического образования. Практико-ориентированный подход и система профессионального наставничества: темпоральный аспект

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы обеспечения конкуренции между образовательными организациями в контексте реализации образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры «Юриспруденция» с учетом практико-ориентированного подхода и внедрения системы профессионального наставничества, основываясь на темпоральном аспекте подготовки высококвалифицированных будущих юристов. Автор с приведением доказательной аргументации, основанной на изучении исторического опыта подготовки будущих юристов в Азербайджанской Республике и Российской Федерации, собственного опыта практико-ориентированной педагогической деятельности и с учетом практического профессионального опыта, приводит убедительные выводы о необходимости реформирования системы практико-ориентированного высшего юридического образования, отмечая ее недостатки. Кроме того, в статье отмечаются положительные результаты, которые представляется возможным достигнуть внедрением системы профессионального наставничества в образовательный процесс подготовки будущих юристов. Выводы и предложения, сформулированные автором в статье, носят современный, практический и убедительный характер и справляются с поставленными государством задачами по повышению уровня качества высшего юридического образования в России.




Обеспечение конкуренции между образовательными организациями, бесспорно, на современном этапе развития высшего юридического образования в Российской Федерации становится одним из элементов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование. Это предопределено несколькими факторами: значительным количеством вузов, которые стали готовить будущих юристов, невостребованность выпускников, получивших диплом о высшем юридическом образовании, на рынке труда, повышением профессиональных требований к уровню квалификации и подготовки выпускников и будущих работников со стороны профессионального сообщества и, наконец, сокращением числа бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования на направления подготовки «Юриспруденция». Конституционное право на качественное и доступное высшее образование в своем содержании имеет несколько крайне важных аспектов. Прежде всего, это их оказание профессионалами — образовательными организациями, соответствующими лицензионным требованиям, устанавливаемым законодателем и прошедшим процедуру государственной аккредитации. Второй немаловажный аспект — современный, адаптированный к современным потребностям образовательного рынка, профессионального сообщества профессорско-преподавательский состав. Третий, конечно, — предъявление высоких требований к уровню освоения всех учебных дисциплин — как обязательной части учебного плана, так и формируемой участниками образовательных отношений. Вместе с тем только единство трех базисных компонентов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование позволяет подготовить и выпустить профессионального юриста, который будет конкурентоспособен на рынке труда. Между тем само по себе формальное выполнение учебного плана, исходя из ФГОС (собственного образовательного стандарта МГУ и СПбГУ), и стремление образовательных организаций к повышению уровня качества подготовки выпускников через практико-ориентированный подход фактически дает только один результат — «теоретическое» понимание практических навыков работы юриста выпускниками, которые фактически остаются невостребованными на рынке труда.

Основным запросом работодателей, находящихся в поиске соискателей на вакантные должности младшего юридического персонала, по-прежнему остается формирование у выпускников навыков самостоятельного решения правовых задач и самостоятельного разрешения вопросов в любой юридической профессии в многообразии отраслей экономики, где необходима квалифицированная работа профессионалов-юристов. Это предопределяет образовательные стандарты, которые требуют от высших учебных заведений применения новых современных образовательных технологий, наделения обучающихся навыками устного и письменного консультирования, обучения навыкам межличностной коммуникации и самостоятельного принятия правовых решений. В других исследованиях отмечается, что практико-ориентированное обучение реализуется совокупностью приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленной, прежде всего, на формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности. Практико-ориентированная методология обеспечивает эффективность уяснения содержания материала при наличии самостоятельного поиска, продуктивности познавательных процессов, высокого уровня проблемности. Однако несмотря на прикладной характер сформулированных выводов в вышеуказанном учебном пособии коллегами, вместе с тем они явно не лишены недостатков.

Список литературы

1. Белов А.Е. Некоторые вопросы подготовки к практико-ориентированному обучению обучающихся, реализующих программу среднего общего образования с углубленным изучением экономики и права / А.Е. Белов, Е.А. Лебедева // Вестник Московской международной академии.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранные статьи / В.И. Даль ; совмещенная редакция изданий В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. Москва : Олма-Пресс : Красный пролетарий, 2004. 700 с.
3. Ильясов И.И. Сравнительная эффективность объяснения содержания учебного материала информационным и проблемным методам / И.И. Ильясов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 168–174.
4. Леванова Е.А. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Глобальный научный потенциал. 2012. № 10 (19). С. 206–211.
5. Маркова Т.Ю. Практико-ориентированное обучение и системный подход в юридическом образовании: опыт реализации в деятельности юридических клиник / Т.Ю. Маркова [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 116–119.
6. Маркова Т.Ю. Профессиональные навыки юриста : учебное пособие / Т.Ю. Маркова [и др.] ; ответственные редакторы Т.Ю. Маркова, М.В. Самсонова. Москва : Юрайт, 2016. 317 с.
7. Халафов М.С. Практическая подготовка будущих выпускников: некоторые аспекты тесного взаимодействия с профессиональным сообществом : монография / М.С. Халафов. Баку, 1979. 223 с.
8. Khalafov, M.S. The role of a professional mentor in shaping the competence of a future lawyer / M.S. Khalafov // Bulletin of the BSU. 1978. Iss. 1. P. 29–37.

Остальные статьи