Конкуренция между образовательными организациями как основа развития системы высшего юридического образования. Практико-ориентированный подход и система профессионального наставничества: темпоральный аспект
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы обеспечения конкуренции между образовательными организациями в контексте реализации образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры «Юриспруденция» с учетом практико-ориентированного подхода и внедрения системы профессионального наставничества, основываясь на темпоральном аспекте подготовки высококвалифицированных будущих юристов. Автор с приведением доказательной аргументации, основанной на изучении исторического опыта подготовки будущих юристов в Азербайджанской Республике и Российской Федерации, собственного опыта практико-ориентированной педагогической деятельности и с учетом практического профессионального опыта, приводит убедительные выводы о необходимости реформирования системы практико-ориентированного высшего юридического образования, отмечая ее недостатки. Кроме того, в статье отмечаются положительные результаты, которые представляется возможным достигнуть внедрением системы профессионального наставничества в образовательный процесс подготовки будущих юристов. Выводы и предложения, сформулированные автором в статье, носят современный, практический и убедительный характер и справляются с поставленными государством задачами по повышению уровня качества высшего юридического образования в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-23-26 |
Обеспечение конкуренции между образовательными организациями, бесспорно, на современном этапе развития высшего юридического образования в Российской Федерации становится одним из элементов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование. Это предопределено несколькими факторами: значительным количеством вузов, которые стали готовить будущих юристов, невостребованность выпускников, получивших диплом о высшем юридическом образовании, на рынке труда, повышением профессиональных требований к уровню квалификации и подготовки выпускников и будущих работников со стороны профессионального сообщества и, наконец, сокращением числа бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования на направления подготовки «Юриспруденция». Конституционное право на качественное и доступное высшее образование в своем содержании имеет несколько крайне важных аспектов. Прежде всего, это их оказание профессионалами — образовательными организациями, соответствующими лицензионным требованиям, устанавливаемым законодателем и прошедшим процедуру государственной аккредитации. Второй немаловажный аспект — современный, адаптированный к современным потребностям образовательного рынка, профессионального сообщества профессорско-преподавательский состав. Третий, конечно, — предъявление высоких требований к уровню освоения всех учебных дисциплин — как обязательной части учебного плана, так и формируемой участниками образовательных отношений. Вместе с тем только единство трех базисных компонентов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование позволяет подготовить и выпустить профессионального юриста, который будет конкурентоспособен на рынке труда. Между тем само по себе формальное выполнение учебного плана, исходя из ФГОС (собственного образовательного стандарта МГУ и СПбГУ), и стремление образовательных организаций к повышению уровня качества подготовки выпускников через практико-ориентированный подход фактически дает только один результат — «теоретическое» понимание практических навыков работы юриста выпускниками, которые фактически остаются невостребованными на рынке труда.
Основным запросом работодателей, находящихся в поиске соискателей на вакантные должности младшего юридического персонала, по-прежнему остается формирование у выпускников навыков самостоятельного решения правовых задач и самостоятельного разрешения вопросов в любой юридической профессии в многообразии отраслей экономики, где необходима квалифицированная работа профессионалов-юристов. Это предопределяет образовательные стандарты, которые требуют от высших учебных заведений применения новых современных образовательных технологий, наделения обучающихся навыками устного и письменного консультирования, обучения навыкам межличностной коммуникации и самостоятельного принятия правовых решений. В других исследованиях отмечается, что практико-ориентированное обучение реализуется совокупностью приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленной, прежде всего, на формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности. Практико-ориентированная методология обеспечивает эффективность уяснения содержания материала при наличии самостоятельного поиска, продуктивности познавательных процессов, высокого уровня проблемности. Однако несмотря на прикладной характер сформулированных выводов в вышеуказанном учебном пособии коллегами, вместе с тем они явно не лишены недостатков.