Роль образовательного кредита в обеспечении конкуренции между образовательными организациями высшего образования
Аннотация
Конкуренция за студентов и дополнительные источники финансирования является первоочередной для организаций высшего образования. В статье рассмотрены конкурентные преимущества образовательного кредита с государственной поддержкой для граждан и высших учебных заведений и отмечается необходимость информированности потенциальных заемщиков о возможности их получения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 20-22 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-20-22 |
Растущее влияние бизнес-парадигм в сфере высшего образования привело к тому, что высшие учебные заведения (далее — вузы) функционируют по законам рыночной экономики, образование становится товаром, который представляется конкурентоспособными поставщиками — вузами, а доступ к нему зависит не только от интеллектуальных способностей потенциальных студентов, но и от их платежеспособности. Несмотря на то что доминирующая роль в финансировании высшего образования в России принадлежит государству и Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина получить на конкурсной основе высшее образование бесплатно, около 55% российских студентов обучаются в вузах на платной основе. Российские вузы функционируют в условиях квазирынка, который предполагает конкуренцию между производителями образовательных услуг (вузами) и между их потребителями (студентами).
Конкуренция между вузами выражается в борьбе за ограниченные ресурсы. Для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг и повышать эффективность своей деятельности, вузам необходимо иметь следующие ресурсы:
— студенты (бакалавры, специалисты, магистранты, аспиранты как источники дохода вуза);
— сотрудники (в том числе профессорско-преподавательский состав);
— финансовые ресурсы (бюджетные средства, средства домохозяйств, средства спонсоров, гранты и др.);