Дата публикации: 25.04.2024

Роль образовательного кредита в обеспечении конкуренции между образовательными организациями высшего образования

Аннотация

Конкуренция за студентов и дополнительные источники финансирования является первоочередной для организаций высшего образования. В статье рассмотрены конкурентные преимущества образовательного кредита с государственной поддержкой для граждан и высших учебных заведений и отмечается необходимость информированности потенциальных заемщиков о возможности их получения.




Растущее влияние бизнес-парадигм в сфере высшего образования привело к тому, что высшие учебные заведения (далее — вузы) функционируют по законам рыночной экономики, образование становится товаром, который представляется конкурентоспособными поставщиками — вузами, а доступ к нему зависит не только от интеллектуальных способностей потенциальных студентов, но и от их платежеспособности. Несмотря на то что доминирующая роль в финансировании высшего образования в России принадлежит государству и Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина получить на конкурсной основе высшее образование бесплатно, около 55% российских студентов обучаются в вузах на платной основе. Российские вузы функционируют в условиях квазирынка, который предполагает конкуренцию между производителями образовательных услуг (вузами) и между их потребителями (студентами).

Конкуренция между вузами выражается в борьбе за ограниченные ресурсы. Для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг и повышать эффективность своей деятельности, вузам необходимо иметь следующие ресурсы:

— студенты (бакалавры, специалисты, магистранты, аспиранты как источники дохода вуза);

— сотрудники (в том числе профессорско-преподавательский состав);

— финансовые ресурсы (бюджетные средства, средства домохозяйств, средства спонсоров, гранты и др.);

Список литературы

1. Бондаренко Н.В. Индикаторы образования: 2023 : статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг [и др.]. Москва : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.
2. Судакова А.Е. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ / А.Е. Судакова, Д.Г. Сандлер, Т.В. Тарасьева // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 58–74.
3. Филь М.И. Учеба в кредит: «жизнь взаймы» или реальный выход? / М.И. Филь // Экономика образования. 2008. № 2. С. 149–153.
4. Callender, C. Does the fear of debt constrain choice of university and subject of study? / C. Callender, J. Jackson // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. Iss. 4. Р. 405–429.
5. Johnstone, B. The economics and politics of cost sharing in higher education: comparative perspectives / B. Johnstone // Economics of Education Review. 2004. Vol. 23. Р. 403–410.
6. Shen, H. Student loans repayment and recovery: international comparisons / H. Shen, A. Ziderman // Higher Education. 2009. Т. 57. Iss. 3. P. 315–333.
7. Strydom, M. University access and theories of social justice: contributions of the capabilities approach / M. Strydom // Higher Education. 2015. Т. 69. Iss. 1. P. 143–155.
8. Tikly, L. Social Justice, capabilities and the quality of education in low income countries / L. Tikly, A.M. Barrett // International Journal of Educational Development. 2011. Vol. 31. Р. 3–14.
9. Woodhall, M. Paying for Learning: The Debate on Student Fees, Grants and Loans in International Perspective / M. Woodhall // Wales Journal of Education. 2002. Vol. 11. Iss. 1. P. 1–9.

Остальные статьи