Рейтинги как составляющая государственной политики по повышению конкурентоспособности вузов России
Аннотация
Работа посвящена рейтингам как составляющим государственной политики по повышению конкурентоспособности вузов России. Отмечено, что в последние годы рейтинги стали важнейшим инструментом государственной политики в России. Результаты рейтинговых исследований используются для регулирования многих социально-экономических процессов, включая развитие регионов, организаций. Это связано с тем, что рейтинги помогают анализировать процесс на основе использования большого количества показателей, а также управлять этим процессом. Как инструмент регулирования развития высшего образования рейтинги стали активно использоваться в России с 2012 г., когда началась практическая реализация программы по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров. Однако ориентация на показатели международных рейтингов, не учитывающих особенности организации науки и высшей школы в России, наряду с положительными результатами, оказала и негативное влияние на ряд процессов развития высшей школы. Рейтинги университетов, разрабатываемые в России, например Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета», содержат показатели, учитывающие качество образования, объем выполняемых научных исследований, участие университетов в жизни местных сообществ. В результате отмечено, что опыт разработки рейтингов вузов в России может лечь в основу формирования национального рейтинга вузов. Эффективность национального рейтинга вузов как инструмента государственной политики Минобрнауки России будет зависеть от того, какие показатели включены в состав рейтинга. Для определения наиболее эффективных показателей необходимо по каждому показателю провести оценку регулирующего воздействия, просчитать эффекты и риски использования показателей, оценивающих вузы России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-16-19 |
Основная цель развития любой страны — повышение уровня жизни населения, который должен обеспечиваться конкурентоспособным, устойчивым экономическим ростом страны. Основные факторы устойчивого конкурентоспособного роста страны — это высокий уровень образования населения, развитие фундаментальной и прикладной науки, развитие высокотехнологичных отраслей, технологический суверенитет, благоприятные условия для инвестиционной и предпринимательской деятельности, высокий экспортный потенциал, развитая социальная сфера и др.
Среди факторов конкурентоспособности страны развитие образования и науки играет особую роль: от развития науки и образования зависят качество человеческого капитала страны, производительность труда, уровень развития в стране высокотехнологичных отраслей, информационно-коммуникационных технологий, цифровых технологий, уровень и качество жизни населения. Прямая зависимость между темпами экономического роста и долей инвестиций в образование и науку в ВВП является общепризнанной в мире.
От накопленного потенциала высшего образования во многом зависят в том числе геополитическое и геоэкономическое положение России, ее технологический суверенитет, успехи на дипломатическом фронте, уровень и качество жизни населения и мн. др.
Российскую систему высшего образования, особенно в период Советского Союза, всегда отличали системность, фундаментальность, сильные научные школы, в том числе инженерные, практикоориентированность, сложившаяся система подготовки научных кадров в аспирантуре и докторантуре. Именно такие конкурентные преимущества российской системы высшего образования выделил в своем исследовании физик-механик Тимошенко Степан Прокофьевич, эмигрировавший после революции из России в США и отправленный в конце 50-х годов в Россию, чтобы изучить систему высшего образования после успехов СССР в освоении космоса и многих других достижений российской науки, а по результатам поездки написавший монографию.
Именно эти конкурентные преимущества, а также новые направления, связанные с формированием экономики знаний, цифровой трансформацией, должны лежать в основе государственной политики по развитию высшей школы, а рейтинги как важнейший инструмент государственной политики в сфере регулирования развития высшего образования должны играть ключевую роль в развитии у вузов этих конкурентных преимуществ.