О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
Аннотация
На основе анализа правоприменительной практики в статье делается вывод о наличии двух видов конкуренции вузов на рынке образовательных услуг: конкуренции в контексте антимонопольного законодательства и конкуренции как соперничества. В целях развития конкуренции вузов на рынке образовательных услуг предлагается закрепить этот вопрос в качестве функции Министерства науки и высшего образования РФ, которое в этом вопросе должно тесно взаимодействовать с Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере образования и науки при ФАС России.
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 02/2024 |
Страницы | 11-15 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-2-11-15 |
Конкуренция — многогранное понятие, под ней понимается как конкуренция в контексте антимонопольного законодательства, так и «соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ».
В литературе вопрос о конкуренции вузов на рынке образовательных исследуется в двух указанных смыслах. Например, Д.А. Петров полагает, что понятие «конкуренция» может быть перенесено только на платные образовательные услуги; конкуренция же как соперничество «…фактически имеет место не столько между образовательными организациями, сколько между образовательными программами, факультетами, кафедрами, научными школами и прочими структурными элементами образовательного процесса как вида деятельности».
Согласимся с автором, что конкуренция в сфере высшего образования на рынке образовательных услуг может быть двух видов, однако формы ее проявления шире. Например, к инструментам недобросовестной конкуренции в сфере образовательных услуг относятся некорректная реклама, антиреклама, контрпропаганда и черный пиар в отношении конкурентов, публикации необъективных рейтингов, демонстрация близости вуза к органам управления образованием, капитализация чужих брендов и др. При этом в практике антимонопольного регулирования насчитываются лишь единицы выявленных и обнародованных нарушений. Заметим, что данный вывод был сделан в 2011 г., однако он актуален и на сегодняшний день.
Анализ немногочисленной общедоступной правоприменительной практики и литературных источников позволяет классифицировать конкуренцию на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования на два вида (в статье под образовательной услугой понимается образовательная деятельность, направленная на реализацию образовательных программ, осуществляемая как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе): 1) недобросовестную конкуренцию в рамках антимонопольного законодательства; 2) конкуренцию как соперничество.
Недобросовестная конкуренция в рамках антимонопольного законодательства