Дата публикации: 25.04.2024

О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг

Аннотация

На основе анализа правоприменительной практики в статье делается вывод о наличии двух видов конкуренции вузов на рынке образовательных услуг: конкуренции в контексте антимонопольного законодательства и конкуренции как соперничества. В целях развития конкуренции вузов на рынке образовательных услуг предлагается закрепить этот вопрос в качестве функции Министерства науки и высшего образования РФ, которое в этом вопросе должно тесно взаимодействовать с Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере образования и науки при ФАС России.




Конкуренция — многогранное понятие, под ней понимается как конкуренция в контексте антимонопольного законодательства, так и «соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ».

В литературе вопрос о конкуренции вузов на рынке образовательных исследуется в двух указанных смыслах. Например, Д.А. Петров полагает, что понятие «конкуренция» может быть перенесено только на платные образовательные услуги; конкуренция же как соперничество «…фактически имеет место не столько между образовательными организациями, сколько между образовательными программами, факультетами, кафедрами, научными школами и прочими структурными элементами образовательного процесса как вида деятельности».

Согласимся с автором, что конкуренция в сфере высшего образования на рынке образовательных услуг может быть двух видов, однако формы ее проявления шире. Например, к инструментам недобросовестной конкуренции в сфере образовательных услуг относятся некорректная реклама, антиреклама, контрпропаганда и черный пиар в отношении конкурентов, публикации необъективных рейтингов, демонстрация близости вуза к органам управления образованием, капитализация чужих брендов и др. При этом в практике антимонопольного регулирования насчитываются лишь единицы выявленных и обнародованных нарушений. Заметим, что данный вывод был сделан в 2011 г., однако он актуален и на сегодняшний день.

Анализ немногочисленной общедоступной правоприменительной практики и литературных источников позволяет классифицировать конкуренцию на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования на два вида (в статье под образовательной услугой понимается образовательная деятельность, направленная на реализацию образовательных программ, осуществляемая как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе): 1) недобросовестную конкуренцию в рамках антимонопольного законодательства; 2) конкуренцию как соперничество.

Недобросовестная конкуренция в рамках антимонопольного законодательства

Список литературы

1. Дмитрик Н.А. Антиклиника как формат конструктивного юридического образования / Н.А. Дмитрик // Закон. 2023. № 1. С. 31–45.
2. Дондоков С.Б. Недобросовестное конкурентное поведение вузов на рынке образовательных услуг / С.Б. Дондоков // Современная конкуренция. 2011. № 3 (27). С. 79–88.
3. Емельянова Н.З. История с экономикой / Н.З. Емельянова // Коммерсантъ — Прикамье (Пермь). 2011. 19 апреля.
4. Ильин А.В. Высшее юридическое образование в России: что мы должны делать и на что мы можем надеяться? / А.В. Ильин // Закон. 2019. № 9. С. 39–52.
5. Кирилловых А.А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации / А.А. Кирилловых // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 108–123.
6. Кострова Ю.Б. Особенности потребительского поведения на рынке услуг высшего образования / Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибарина // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 53–60.
7. Красильникова Т.В. Исследование конкурентной среды высшего образования (на примере рекламного образования) / Т.В. Красильникова // ЦИТИСЭ. 2021. № 3 (29). С. 357–371.
8. Лобачев А.П. Система образования США как пример конкуренции на рынке образовательных услуг / А.П. Лобачев, А.Н. Сырбу // Гуманитарный трактат. 2018. № 21. С. 73–76.
9. Петров Д.А. К вопросу о развитии конкуренции в сфере образования: критический взгляд / Д.А. Петров // Конкурентное право. 2018. № 2. С. 7–9.
10. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии / Ю.Б. Рубин // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 17–30.
11. Соколов А.Ю. Проблемы развития конституционно-правовой политики Российской Федерации в сфере образования в условиях регионализации / А.Ю. Соколов, В.С. Хижняк // Журнал российского права. 2023. № 6. С. 34–49.

Остальные статьи