Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с муниципальной властью в вопросах регулирования недропользования (на примере Кемеровской области — Кузбасса)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые распространенные проблемы сырьевых регионов Российской Федерации с учетом их масштаба, в том числе на примере Кемеровской области — Кузбасса, в вопросах взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления по эффективному недропользованию. Оценивается недостаточная роль органов муниципальной власти в управлении территориями в сырьевых регионах, привлекается внимание к необходимости поиска комплексного эффективного решения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 02/2024 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-2-20-24 |
Российская Федерация включает в себя множество субъектов, каждый из которых отличается особенностями, обусловленными историческим, культурным, экономическим развитием, а также характером занимаемой местности и богатством природных ресурсов. Так, в Российской Федерации гармонично развиваются промышленность, сельское хозяйство, наука и технологии, туризм и прочие виды экономической деятельности. Фундаментом такого развития является богатая минерально-сырьевая база Российской Федерации. Ее масштабность и разнообразие – это естественное конкурентное преимущество страны в сравнении с другими государствами, что на долгую перспективу поддерживает российскую экономику.
Ряд регионов Российской Федерации наиболее вовлечены в добычу и обеспечение сырьевых нужд. Анализируя сведения соответствующего госдоклада за 2021 г., можно отнести к ним следующие регионы: Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республику Татарстан, Кемеровскую область – Кузбасс, Республику Саха (Якутия) и другие.
Экономика, социальная сфера, экология, занятость и многие другие характеристики таких регионов напрямую зависят от добычи сырья, в связи с чем в научных исследованиях нередко можно встретить названия «сырьевой» и «ресурсный» регион.
Зависимость от добычи имеет ряд негативных эффектов, поэтому регионы стремятся ее преодолевать, в том числе путем принятия государством и региональными органами управления качественных комплексных управленческих решений, включая пересмотр правовой составляющей модели управления недропользованием: традиционно распределение недр было в компетенции федеральных органов власти, а субъекты федерации осуществляли согласовательную, совещательную функции. Порой недостаточной была проработка вопроса неизбежных потерь, возникающих при вовлечении территорий в недропользование, в том числе порча сельскохозяйственных земель, задействование территорий коренных и малочисленных народов, разрушение водной экосистемы и проч. Как следствие, занятая недропользованием земная поверхность менялась навсегда, заставляя меняться и социально-экономический быт проживающего там населения.
В наши дни многие последствия принятых ранее решений формируют серьезную проблематику управления ресурсными регионами. Рассмотрим ее на примере Кемеровской области – Кузбасса.